Структура человеческой деятельности

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Структура человеческой деятельности

Комментарий теории:#1  Сообщение Владислав Крючков » 29 сен 2010, 20:16

В статье рассматривается послепервобытное состояние сознания, которое определяет особенную и всеобщую части структуры человеческой деятельности.
Человеческое качество – сознание есть результат развития мироздания от своей исходной качественной идеальности - вечности до качественной идеальности сознания. Непосредственность вечности в начале и ее всеобщность в завершении соединяются особенным состоянием вечности - временем, в котором осваивается реальность пространства. Качество сознания, таким образом, тождественно качественной вечности мироздания и есть результат его развития, возвращение к началу мироздания и его определение на уровне всеобщности.
О том, что качество абсолютно идеально, свидетельствует его возникновение из (своего) абсолюта несуществования. Как подчеркивает Гегель, «Оно (качество) появилось, таким образом, не из предыдущего, а непосредственно из себя» [1]. Можно было бы не говорить об абсолюте несуществования как «своем», поскольку это ничто, которое не имеет никаких определений-ограничений. Абсолютная идеальность качества есть следствие отсутствия в нем всякого количества. Так, по Гегелю «с качественной стороны абсолютно прерывается чисто количественное постепенное движение вперед» [2].
Говорят, что качество не существует без своего количества, но уже само качество является синонимом вечного существования. Если качество представлено в единстве со своим количеством, то это не абсолютное, а относительное качество – лучшее, которое может быть также определено как качественное количество. Качественное количество, например, реальное понятие качества в торговле.
Ничто – абсолют несуществования определен только через абсолют существования. Если качество в своей исходной непосредственности есть абсолютная идеальность единичная-случайная и никак не обусловленная, то ничто (ничего) – представляет соответственно, всеобщую-необходимую абсолютную реальность. Абсолютная реальность переходит в существование вместе с качеством, но проявляется в нем не сразу, а на некоторой удаленности от качественной непосредственности как реальность, основание и количество качества.
Вспоминается творение мира, начинающее Библию. В этом халдейском представлении [3] реальностью, из которой Демиург создает мир, является ничего (ничто). Демиург-бог есть абсолютная качественная идеальность – вечность. Он характеризуется мажорностью и творит добро единично-случайно, эмоционально - «это хорошо» (Бытие.1.10). Но на некоторой удаленности от качественной непосредственности в качестве проявляется его количество - зло в образе змия, далее это зло оказывается прахом – именно этим человек отличается от бога. Итак, «ничего» в Библии есть абсолютная реальность, из которой создано мироздание. Кажется удивительным и невероятным это интуитивное постижение основания мироздания халдеями на заре науки!
Очевидно, самым значительным достижением такого качественного определения начала является совпадение его философской интерпретации, искусства и религии. Осталось соединить это представление о качественном начале с фундаментальными науками, которые осваивают целый процесс мироздания вслед за первобытными временными искусствами.
Итак, для исследования процесса мироздания имеется фактический материал – сама структура человеческой деятельности, моделирующая процесс мироздания. В первой части данной работы рассматривалось исторически и логически первое - первобытное состояние человечества, в котором временные искусства представляли весь процесс мироздания, а пространственные искусства отразили биологическое растительное и животное состояния субъективности в приближении к человеку.
В предлагаемой второй части анализируется исторически и логически следующее – послепервобытное состояние сознания, представленное наукой и материальным производством. Первобытное познание было непосредственным, интуитивным. Оно осуществлялось средствами искусства и, как основное, претендовало на полную завершенность процесса познания полным освоением количества-материальности в идеальной форме. О том, что это состояние было качественно достигнуто, свидетельствует сознание всемогущества, представленное религией колдовства [4].
Но в качестве, определившем всеобщность пространства, вследствие его единичности-случайности, проявилось количество материальности, которое осваивалось в процессе мегалитической архитектуры. Результатом такого освоения стало бесконечное приближение к геометрической точке, в которой количественная внутренняя определенность, бесконечно исчезала во внешней определенности. Такова абсолютная форма бытия времени, к которой было устремлено сознание в завершении своего первобытного процесса.
Бесконечное-количественное приближение к абсолютной форме бытия – геометрической точке прерывается качественно-скачком к единице математики, в которой исчезает как внутренняя определенность, так и внешняя определенность геометрической точки. Абсолютность единицы определяет качество точного (точечного) познания субъективности. Фундаментальные науки представляют непосредственность точного знания, начатого с математики.
В переходе к науке необходимость первобытного интуитивного познания осуществлена не на уровне всеобщности, а на уровне особенности. Сознание, наконец, выделилось из материальности в своей собственной искусственной знаковой реальности – объективности и противопоставило себя естественной материальной реальности. Н. Жуков отмечает, что «Мышление – это всегда знаковая деятельность». [5].
Всеобщая реализация необходимости первобытного интуитивного познания осуществляется возвратом к единству с естественной реальностью в материальном производстве.
Особенное-теоретическое познание и всеобщее-практическое познание являются этапами реализации необходимости основного-непосредственного интуитивного познания.
В материальном производстве сознание бесконечно возвращается к непосредственному началу процесса познания, определяя его на уровне всеобщности, но реализует эту свою необходимость лишь качественно – скачком, начиная, таким образом, новый виток спирали познания.
Изображение
Структура человеческой деятельности

Очевиден синкретизм и универсальность основного-интуитивного познания, которое потенциально заключает в себе как теоретическое знание, так и материальную практику, что проявляется в изготовлении примитивных орудий труда.
Рассмотренный первый виток спирали познания представляет качественный процесс, в котором сознание завершает познание бесконечно-количественно и лишь в переходе к следующему витку заканчивает его качественно, но опять-таки начиная новый виток. Ведь качественное начало всегда единично-случайно и предопределяет сохранение в сознании бесконечности реального количества.
В структуре, представленной интуитивным познанием (искусство), теоретическим познанием (наука) и практикой познания (материальное производство), чистота каждого вида познания определена тем, что последующий вид познания еще не присутствует в предыдущем. Это условие может быть выполнено только тогда, когда структура разворачивается впервые. Так, можно утверждать, что послепервобытное состояние познания, определенное единицей точного познания, еще не присутствует в первобытном состоянии. Также ясно, что теоретическое познание предшествует практике материального производства.
Только если рассматривать целую структуру познания в ее первом витке, можно дать качественные определения каждому виду познания потому, что уже во втором витке происходит смешение видов. Так в искусстве проявляется влияние точного познания, что, кстати, и дает Гегелю возможность начать классификацию искусств с архитектуры, нуждающейся в точном познании и в соответствующем материальном производстве. Наука во втором витке соединяется с материальным производством при производстве опытов. И лишь в самом материальном производстве влияния искусства и науки необходимы, поскольку присутствуют в завершении процесса как предыдущие. Также важно понимать, что интуитивное познание присутствует в науке и, прежде всего в фундаментальной.
Если таким образом качественно определять искусство и науку, то не возникнет, например, никаких сомнений, что философия является наукой, представляя чисто теоретическое состояние – мышление. Также не возникнет сомнений и в том, что временные искусства являются исторически и логически первыми – мусическими, чистыми искусствами, тогда как пространственные искусства вторичны; в античности и в средневековье они ассоциировались с ремеслом и с производством.
Вся человеческая деятельность является качественным процессом, в котором интуитивное познание представляет первую непосредственную часть, характеризуемую исходным единством качества - сознания с количеством – реальностью. Во второй особенной части – науке сознание противопоставлено естественной реальности-материальности в собственной искусственной реальности – объективности. Наконец, в третьей всеобщей части – материальном производстве сознание возвращается к единству с естественной реальностью – материальностью, снимая ее в искусственной знаковой – виртуальной реальности, как это представлено в завершении материального производства искусственным интеллектом.


Фундаментальные науки

Фундаментальные науки не только начинают точное послепервобытное познание, но одновременно завершают и интуитивное первобытное познание в соответствии с законом отрицания отрицания, определяющим третью часть процесса. Фундаментальные науки действительно оказываются третьей частью интуитивного процесса познания, осваивая априорную непосредственность первобытных временных искусств, а вместе с ними и весь мировой процесс, на уровне всеобщности. Так, в первобытных временных искусствах сознание едино с материальностью, в первобытных пространственных искусствах противопоставлено ей в собственной знаковой форме, а в фундаментальных науках сознание возвращается к единству с материальностью, которая исчезает в искусственной знаковой реальности – объективности.
Знак искусственной реальности определялся непосредственно в словесном искусстве – языке, сохраняя единство с естественной реальностью – материальностью в звуке. Знак искусственной реальности получил на уровне особенности в пространственных искусствах материальную пространственную определенность. Наконец, в переходе к точному познанию знак определился на уровне всеобщности в единице, в которой материальность исчезла как количество вообще.
Качественно реальность науки представлена чистой объективностью, но уже на некоторой удаленности от качественной непосредственности единицы, в ней проявляется количество – естественная реальность, которая должна быть освоена и снята в единице, как это представлено в целой структуре науки, завершаемой прикладной математикой в ее бесконечном приближении к материальному производству. Наука, таким образом, сама оказывается замкнутой системой, в которой конец устремлен к всеобщему определению непосредственного начала – единицы. Очевидна, поэтому симметрия науки относительно ее центра, представленного целеполагающими - социальными науками. Так структура прикладных (технических) наук зеркально симметрична структуре фундаментальных наук, но развивается в обратном порядке.
Тенденция подмены качества количеством во имя непосредственной пользы ведет к разрушению структуры науки и к уничтожению философии, поскольку определение структуры науки есть задача самой философии. Отлучение философии от науки («философия не наука») позволяет любой мировоззренческий беспредел. Поэтому философия не должна сдаваться, не должна соглашаться с тем, что она не наука, а должна держаться из своих последних сил до конца. Философия имеет свою качественную определенность науки наук, и эта качественная определенность не может быть снята никакой количественной конкретизацией – выделением из нее специальных наук. Данная работа является утверждением необходимости философии и прежде всего диалектики с ее тремя основными законами, представляющими необходимую трехчастную структуру качественного процесса.
Так, качество фундаментальных наук исчезает, поскольку «Фундаментальные науки в чистом виде не встречаются, но в каждой науке есть фундаментальная, естественная и прикладная составляющие» - читаем в интернете. При этом акцентируется необходимость различения фундаментальных и прикладных наук. (Ю. В. Сачков, К. Льювеллин Смит). Но такое различие может быть лишь качественным, отражающим специфику фундаментальных, прикладных и общественных наук.
Как пишет Гегель вслед за Лейбницем, понятия материи и количества «отличаются друг от друга лишь тем, что количество есть чистое определение мысли, а материя – это же определение мысли во внешнем существовании» [6]. И все же в числе «от чувственного оно сохранило только абстрактное определение внешности» [7]. Лишь в философии, представляющей качество социальных наук, мысль освобождается от количественной - пространственной зависимости и обретает свою абсолютную чистоту.
Сохранение в фундаментальных науках пространственной определенности указывает на их связь с первобытными пространственными искусствами. Первобытные пространственные искусства моделировали биологический процесс, представленный растениями и животными, а фундаментальные науки завершают его человеческим состоянием. Следовательно, человек здесь осознается пространственно - в единстве с биологическим телом. В растениях биологическая форма определялась на уровне своей непосредственности – единством формы и количества в пространстве закономерностях формообразования. В животных биологическая форма определялась на уровне особенности – противопоставлением формы и количества. В человеке биологическая форма определяется на уровне всеобщности соединением внешней и внутренней определенностей в закономерностях формообразования. Таков разум, понимаемый как определенность непосредственности растительных закономерностей формообразования на уровне всеобщности.
Фундаментальные науки не знают времени, а только пространство. Время снято в пространстве и является, поэтому лишь формальным фиксированием последовательности событий.
Структура фундаментальных наук повторяет структуру первобытных временных искусств, априорно заданную субъективностью и реализуемую коллективным сознанием. Фундаментальные науки осознаются индивидуальным сознанием, существующим в форме объективности. В математике осваивается интуитивное первобытное познание. Математика соответствует музыке и представляет процесс непосредственного бытия, существующий до Большого (сингулярного) взрыва. Непосредственный процесс характеризуется исходным непосредственным единством качества и количества в закономерностях формообразования, в которых качественная непрерывность еще едина с количественной дискретностью. Неорганическое бытие и органическое бытие осуществляют необходимость непосредственного бытия, соответственно, на уровнях особенности и всеобщности. Необходимость эта – абсолютная форма бытия, во внешней определенности которой полностью снята ее внутренняя количественная определенность; это – геометрическая точка. О необходимости такой формы свидетельствует в теории множеств и композиция определенного множества, стремящаяся приблизиться к исходной непосредственности единичности-случайности единицы, начинающей математику через освоение своего внутреннего количества. Если в современной математике такая направленность процесса еще не явна, то в эволюционном завершении непосредственного бытия композиция, играющая роль внешней определенности-формы, доводит это состояние до предельной напряженности, которая и разрешается сингулярным взрывом. Геометрическая точка в сингулярном (Большом) взрыве существует лишь одно мгновение.
В качественном переходе к неорганическому бытию качественная непрерывность, как смысл существования, выделена в определенности движения, противопоставленного реальной объемной точке пространства. Осваивая пространство, движение выполняет необходимость непосредственного бытия, стремясь к созданию геометрической точки в формах частиц электромагнитного поля, в форме атома, черной дыры и др. В завершении неорганического бытия движение бесконечно приближается к созданию геометрической точки, бесконечно соединяясь с материальностью и осваивая ее в структуре идеальных кристаллов. Качественная реализация этой необходимости осуществляется в переходе к органическому бытию, в котором, однако, вместе с внутренней определенностью исчезает также и внешняя определенность геометрической точки. Движение превращается в субъективность в переходе от особенности бытия к его всеобщности – органическому бытию. Состояние это моделируется первобытным словесным искусством. Естественное количество, исчезнувшее в ничто, превращается в качестве субъективности в ее искусственную знаковую реальность - объективность. Реальное материальное количество проявляется на некоторой удаленности от качественной непосредственности, оно количественно осваивается субъективностью и бесконечно исчезает уже в завершении органической химии генетическим кодом. Необходима, однако, еще и биологическая особенность, в которой качество выделено из материального количества и противопоставлено количеству в собственной форме нервной системы.
Процесс фундаментальных наук завершается исследованием мозга. Мозг неотделим от животного тела и есть результат его биологического развития. Само же тело есть результат всей эволюции мироздания. Весь процесс фундаментальных наук, начиная от математики и заканчивая мозгом высших животных, кажется направленным и имеющим только одну цель: создать, в конце концов, абсолютный естественный интеллект, к которому была устремлена и субъективность в бесконечном-количественном завершении своего биологического животного процесса. Эта ее всеобщая необходимость осуществилась качественно единично-случайно переходом к человеку, определенным эмоционально. Поэтому завершение фундаментальных наук есть бесконечное приближение к непосредственности начала человеческого качества и к его определению на уровне всеобщности. Мы видим, что такой качественный переход, по Энгельсу, от «природы к человеку…к общественным наукам» [8] осуществляется в самой науке.
Осознание фундаментальных наук как процесса создания головного мозга проявилось в переносе математики, математической логики и логики в завершение фундаментальных наук, что привело к соединению с биологическим освоением головного мозга и к подмене собой философского мировоззренческого знания – чистого мышления. Здесь проявилась необходимость фундаментальной науки освоить и снять количество и вернуться к своему началу, заданному качественно единицей математики, как это представлено и в теории множеств. Теория множеств бесконечно возвращается к началу математики, стремясь определить это качественное начало количественно – на уровне всеобщности. Количество - материальность мешает объективации головного мозга, превращению его в абсолютный естественный интеллект, имеющий форму геометрической точки, в котором искусственная знаковая реальность обрела бы свою законченную всеобщность.
Наследие первобытных временных искусств проявляется в качественном делении фундаментальных наук по формам движения материи, представленных Энгельсом.
С утратой качественных определений происходит разрушение структуры науки, что проявляется в ее интеграции и ветвистости, в которой исчезает необходимая направленность мирового процесса. Ветвистость есть следствие невозможности фундаментальной науки познавать качественную непосредственность, несовместимую с количественным-разумным познанием. Множество вариантов приближения к однозначной направленности качественного скачка снимаются в качестве одного из вариантов, оказавшегося ближе всех других к качественному переходу, но в науке возможно лишь бесконечное приближение к этому моменту.
О том, что качественная случайность не может быть учтена в фундаментальной науке, свидетельствует постоянная нехватка времени. Таким является представление C. Я. Френкеля о возникновении жизни и, в частности, клеточных мембран. «Но когда речь идет об объединении таких мембран в клетку, возникает парадокс коэффициентов: если предположить, что эволюция началась с клетки, тогда оказывается, что времени (геологического) вполне достаточно для образования всех ныне известных живых форм, но его не остается лишь…на образование самой клетки» [9].
Наверно наука могла бы бесконечно приближаться к качественной определенности в начале и в конце качественного процесса. Но она предпочитает этого не делать, отрицая, таким образом, его трехчастность и распространяя среднюю часть на весь процесс, как это происходит с освоением неорганического бытия. В средней части хорошо представлено количество-материальность вследствие взаимоопределения - противопоставления качества и количества и поэтому количество имеет такую относительную самостоятельность, которая позволяет исследовать его опытно – фактически. Так происходит с материей в средней части особенного – неорганического бытия. Экстремальность противопоставления движения и материи в средней части представлена в теории «горячей Вселенной» Гамова, и это состояние распространено на весь процесс неорганического бытия, что в принципе типично для космологических теорий, но и не только для них. «Космологические теории претендуют на описание только средних отрезков кривой эволюции космологического субстрата, тогда как «начало» и «конец» эволюции рассматриваются в качестве своеобразных аналогий с кибернетическими «черными ящиками» [10].
Распространение состояния средней части на весь процесс не дает возможности адекватно определить начало и конец и структурировать процесс. Очевидно, здесь может помочь только философия, которая, как мировоззренческая наука, заключает в себе все проявления мироздания, в том числе такие как качество, идеальность, субъективность, неприемлемые в фундаментальных науках. Необходимость философии науки заключается в том, чтобы представить процессы, исследуемые фундаментальной наукой, полностью, то есть качественно – трехчастно, ведь «Гегель даже говорил о несовершенстве человеческих знаний там, где исследуемое явление невозможно подвести под тройственную форму» [11].
Состояние неорганического бытия моделируется субъективностью в первобытных временных искусствах танцевальным процессом. Трехчастность этих процессов определена качественно движением и его отношением к своему количеству – материи. Так в первой части движение сохраняет единство с материей в полевом состоянии. Во второй части движение противопоставлено материи: движение и материя существуют в собственных формах, представленных спиральным вращением галактик и др., а также, так называемым, вихревым танцем. Наконец, в третьей части движение соединяется с материей в кристаллизации и устремлено от своей многозначности к однозначной определенности, как это представлено в первобытных временных искусствах переходом от многозначности танцевального жеста, позы и др. к однозначности понятия-слова в словесном искусстве.
Философия искусства и философия науки способны объединить разрозненные человеческие знания и утвердить единую истину, помогая увидеть и понять целые качественные процессы мироздания.
Органическое бытие в его целостности также трехчастно. Первая его часть – органическая химия, в которой качество – субъективность и количество – объективность сохраняют единство. Биология – вторая часть органического бытия, в которой качество – чувство (любовь) противопоставлено количеству – телу. Третья часть органического бытия – послебиологическое состояние, в котором субъективность возвращается к единству с естественным количеством, поглощает его. Эта третья часть качественно представлена человеческим состоянием, понимаемым как сознание, как идеальность, в которой снята реальность как материальная, так и объективная – знаковая. Качество этого состояния – всеобщая любовь, в которой, наконец, побеждена субъективностью и исчезла всякая материальная зависимость.
Фундаментальная наука бесконечно приближается к послебиологическому состоянию, осваивая биологию высших животных через состояние головного мозга и в психологии. Это приближение к человеческому качеству соответствует приближению субъективности к человеческому качеству в завершении биологической животной эволюции. Качественная эмоциональность в биологии развивалась от растительного предчувства красивого, через животные чувства любви к себе, любви к другому и любви ко всем, ограниченной родовой любовью в бесконечном приближении к любви всеобщей. По Гегелю «Живое существо есть…процесс своего смыкания с самим собой, проходящего через три процесса.… Первый составляет процесс животного существа, совершающийся внутри него» [12]. Второй процесс «Это – различие полов» [13]. «третий процесс - выше двух первых, будучи процессом между единичностью и всеобщностью, процессом взаимодействия индивидуума с самим собой как с родом, с которым он в себе тождествен» [14].
Раздражимость живого это состояние, в котором субъективность соединена с объективностью - чувство и его знаковое средство невзаимооформлены. Развитие нервной системы есть выделение средства чувства и его самостоятельное развитие, начиная с разбросанных по всему телу нервных узлов у простейших, характеризуемых первым чувством - эгоизмом, через концентрацию спинного мозга у хордовых, характеризуемых вторым чувством - половой любовью, к млекопитающим, с их третьим животным чувством – родовой любовью и концентрацией управляющей системы в головном мозге. «Организмы сформировали специальный аппарат эмоций сначала в форме нервных ганглиев, а затем в качестве специальных структур головного мозга» - пишет К. В. Судаков [15].
В развитии чувств субъективность освобождается от материальной зависимости и все более противопоставляет себя ей в собственной знаковой определенности. В человеческом состоянии, характеризуемом полным освобождением сознания во всеобщей любви, материальность снята в знаковом средстве – Слове Христа.
Можно проследить, как субъективность освобождается от материальной зависимости в композиционной выразительности. Так, в биосфере субъективность еще не имеет определенной направленности, в растениях эта направленность определена крайним противопоставлением тяготению в вертикальной композиции. В животных происходит опосредствование субъективности с материальностью, которое проявляется в горизонтали движения. Наконец, в приближении к человеку происходит возврат к вертикали и взаимоснятие вертикали и горизонтали в приближении к точечночти головного мозга. Это бесконечное-количественное освобождение субъективности от материальности осуществляется качественным скачком к сознанию человека, в чистой идеальности которого исчезает, наконец, материальное количество.
В скачке субъективности от животного к человеку предпочтение отдано не средству – головному мозгу (более развитому у хищников), а смыслу-эмоциональности травоядных, которые оказываются ближе к человеческому послечувству всеобщей любви. В эмоциональном скачке от животного к человеку эмоциональность едина с разумом, который оказывается единственным средством человеческого качества. Послечувство всеобщей любви еще соединено со средством в прекрасном, но оно уже есть. Недаром Августин говорил: «То, что называется теперь христианской религией, существовало и у древних, да и с самого начала рода человеческого, еще до того, как воплотился Христос» [16].
Фундаментальные науки имеют дело только со средством и количеством, поэтому переход от животного к человеку осваивается как бесконечная абсолютная объективация головного мозга, представляющая завершение естественного интеллекта.

Общественные науки

Гуманитарные науки. В скачке от фундаментальных наук к общественным наукам количество исчезает в качестве субъективности и возникает чистое состояние естественного интеллекта единичное-случайное: «Я мыслю, следовательно, я существую» [17]. То, чего добивалась фундаментальная наука в своем завершении, осуществлено переходом к человеческому качеству, заданному общественными (социальными) науками. Мировоззренческие науки, представленные философией, являют качественную непосредственность общественных наук, заключающую в себе все проявления мироздания и поэтому способные к целеполаганию человеческого количественного развития в структуре общественных наук.
Непосредственные - фундаментальные науки в своем завершении бесконечно-количественно возвращались к своему началу – единице, но в качественном скачке к особенности общественных наук получили субъективную самосознающую себя единичность – «Я». Субъективность-идеальность здесь получила свою форму снятой объективности, выделилась и противопоставила себя реальности не только естественной, но также и искусственной как чистый смысл существования.
Если в фундаментальных науках субъективность была подчинена объективности и исчезала в ней, то в философии субъективность заключает в себе все проявления мироздания, в том числе и объективность. Только в качестве социальных наук знак искусственной реальности получает свою всеобщую качественную и количественную завершенность, поскольку все материальное количество в нем исчезло. Только в определении субъективности знак становится настоящей объективностью как собственная противоположность субъективности и ее средство.
Субъективности, ставшей активным мыслящим и самоосознающим субъектом – «Я», противостоит пассивность - объективность всех проявлений мироздания – объект.
Субъект – абсолютная качественная идеальность, смысл – «Я», в котором проявляется его реальность – объект, представленный мышлением. В мышлении осваиваются все явления мироздания – так субъект определяется в философии от своей исходной единичности-случайности до результирующей всеобщности-необходимости. И в философии убедительно проявляется трехчастность качественного процесса, превращающаяся даже в пятичастность вследствие троичности средней части. Так в крайнмх частях сознание едино с материальностью и есть материализм, а в средней части сознание противопоставлено материальности и есть идеализм. Идеализм объективный имеет среднюю часть – субъективный идеализм. При этом субъект и объект сохраняют единство вследствие своей невзаимооформленности. Это бесконечное-количественное самоопределение субъекта прерывается качественным скачком к истории, в которой субъект выделяется из объекта в своей собственной объективной определенности человека-животного и противопоставляет себя остальной реальности.
Человек в своей - человеческой истории ведет себя как разумное животное, являя все животные чувства, удовлетворяя материальные потребности своего тела и все более противопоставляя себя естественной реальности в своей искусственной реальности – цивилизации. История представляет среднюю часть процесса гуманитарных наук, в которой качество-субъект и количество-объект опосредствованы. Субъект здесь определяется на уровне особенности, а свою всеобщность получает в качественном переходе к искусствознанию. В искусствознании материальное тело исчезает в идеальности сознания, сознание возвращается к единству со своим количеством – объектом, снимая его в себе и таким образом определяясь на уровне всеобщности.
На некоторой удаленности от качественной непосредственности в искусствознании проявляется количество-материальность, начатая с теоретического осознания архитектуры, как это представлено Гегелем в его классификации искусства. Гегель завершает свою классификацию поэзией, но лишь в музыке происходит окончательное осознание и освоение естественной реальности, так музыка оказывается теоретической всеобщностью архитектуры, бесконечно-количественно завершающей освоение материальности в сознании. Завершение гуманитарных наук есть бесконечное утверждение наиболее общего человеческого ощущения – прекрасного.
Науки о государстве. Качественная реализация необходимости прекрасного происходит в морали, начинающей среднюю часть процесса общественных наук – науки о государстве. В науках о государстве человеческое качество выделено в собственной идеальной определенности – форме государства и противопоставлено реальному множеству индивидов, являющихся основанием государства и его внутренней определенностью.
Трехчастный-качественный процесс государства задан непосредственностью морали, получает свою особенную определенность в науках о власти и завершается общественными законами, в которых мораль реализуется бесконечно-количественно на уровне всеобщности.
Науки о власти представляют центр структуры не только общественных наук, но и человеческой деятельности в целом. Если левая часть структуры является естественной-познавательной, то правая, симметричная ей, оказывается структурой созидательной-искусственной. Такова роль наук о власти и общественных наук в целом, совершающих поворот от естественного познания к искусственному познанию. Сравнение естественной и искусственной структур показывают их идентичность при обратном развитии искусственной структуры по отношению к естественной.
Экономические науки. В науках о государстве качество-сознание, утверждая собственную идеальную форму, бесконечно противопоставляет себя количеству-реальности, и эта необходимость формы к своей абсолютизации осуществляется скачком к экономическим наукам, в которых реальность как естественная, так и искусственная исчезает в качестве экономических законов. Материальные потребности людей качественно удовлетворены и сняты, а вместе с ними исчезает и животное тело. Тем самым, происходит возврат к качественной непосредственности начала общественных наук и его определение на уровне всеобщности. Но на некоторой удаленности от качественной непосредственности экономических наук в них проявляется количество, сохранившееся вследствие единичности-случайности качественного скачка. Количество осваивается в процессе экономических наук, начиная от композиционной целостности политической экономии, через ритм статистики, определяющей множество, к индивидуализации-определению (пропорционированию) отдельных элементов множества в бухгалтерии.
В завершении общественных наук материальность осваивается как количество, превращаясь в знак – деньги. Бесконечное множество денег приближает сознание к его исходному качественному всемогуществу, которое есть результат снятости в субъекте всех явлений мироздания. Этот образ бога-сознания представляет философию как разумное продолжение веры-религии.
В завершении общественных наук сознание бесконечно приближается к тому состоянию когда сознание освободится, наконец, не только качественно, но также и количественно от животного тела, удовлетворив и сняв полностью его материальные потребности. Но качественной реализацией этой необходимости общественных наук оказывается их переход к искусственному интеллекту кибернетики, начинающему технические науки: «целесообразная активность» [18] кибернетики задана - определена общественными науками.
Если фундаментальные науки заканчивались естественным интеллектом, то технические (прикладные) науки начинаются искусственным интеллектом – таков результат целеполагающего развития общественных наук. Бесконечное приближение фундаментальных наук и, может быть самой биологической эволюции, к абсолюту естественного интеллекта как такого, в котором все иные проявления реальности исчезли в абсолютной объективности головного мозга, осуществлено в искусственном интеллекте. По Н. Винеру, «Кибернетика наука о наиболее общих принципах управления и связи в животном, машине…и обществе» [19].
Количество проявляется на некоторой удаленности от качественной непосредственности и весь процесс искусственного интеллекта показывает, как осваивается это количество в целой искусственной-созидательной структуре человеческой деятельности. Возможно, количество осознается в кибернетике, как противоречащее качественной непрерывности естественного мыслительного процесса человека, лишь на практике. Так, «в ЭВМ используется дискретная, селективная информация, в то время как в центральной нервной системе циркулирует значительно более сложная информация дискретно-непрерывного вида» [20].
Естественная и искусственная структуры соответствуют друг другу в своих частях, но искусственная структура развивается по отношению к естественной в обратном порядке. То, что было всеобщностью, которой завершали, оказывается непосредственностью, с которой начинают. Всеобщность фундаментальных наук оказывается непосредственностью технических наук и искусственного интеллекта. Особенность первобытных пространственных искусств превращается в особенность пространственного материального производства и искусственного интеллекта. А непосредственность первобытных временных искусств оказывается всеобщностью временного материального производства и искусственного интеллекта с его виртуальной-знаковой реальностью.
История, которую мы обычно изучаем, представляет человека-животного таким, какой он есть в своей количественной действительности, т. е. имеющего материальное - животное тело и обладающего всеми животными страстями – эгоизмом, половым влечением, любовью только к своему роду.
История человеческого качества представлена в целой структуре человеческой деятельности как такая, в которой исходная идеальная абсолютность сознания сохраняет единство с реальностью сначала материальной, а затем и знаковой и осваивает эту реальность вплоть до ее бесконечного необходимого исчезновения в приближении к исходной качественной непосредственности. И эта необходимость сознания осуществляется скачком к началу структуры человеческой деятельности, замыкающей круг, определяющей второй-следующий виток спирали и влияние будущих состояний на прошлые состояния сознания.
Переход сознания от своего первобытного интуитивного состояния можно определить как исторический переход к послепервобытному точному познанию, тогда как переход от науки к практике материального производства является, скорее логически необходимым, во всяком случае, в наше время.
Кроме истории человека-животного и истории сознания, есть еще и история самой субъективности, представленная религиозным процессом. В нем субъективность осознает себя через человеческое сознание, моделируя при этом весь процесс мироздания. Все три истории соединяются в завершении процесса сознания эмоционально во всеобщей любви, в которой бесконечно осваивается и исчезает всякое количество в приближении к качественной непосредственности - к началу человеческого качества.




Искусственная структура человеческой деятельности

Качеством искусственной структуры является субъективность в единстве со своим средством - искусственным интеллектом, в котором сознание теоретически завершено и его реальностью является только объективность. Если в общественных науках объективность была подчинена субъективности, то в технических (прикладных) науках, как и в фундаментальных, субъективность вернулась к единству с объективностью и подчинена ей.
Технические (прикладные) науки. На некоторой удаленности от качественной идеальной завершенности субъективности в искусственном интеллекте проявляется реальное количество, которое осваивается в искусственном-созидательном процессе. Если фундаментальные науки завершались органическим бытием, то прикладные науки начинаются с освоения органического бытия. При этом структура органического бытия начата с послебиологического состояния, определяющего человеческое качество, т. е. включает в себя результат развития общественных наук. Этот результат и есть сам искусственный интеллект. Количественное определение искусственного интеллекта начато с освоения его послебиологического состояния и далее продолжено освоением биологического состояния и состояния, определенного органической химией. Так, «в биологической кибернетике в самостоятельный раздел оформилась нейрокибернетика, которая занимается изучением информацинно-регулятивного аспекта нервных процессов мозга» [21].
По сути, в этом процессе субъективностью осваивается чувство-любовь от непосредственного единства с объективностью в послебиологическом состоянии, через опосредствование в прикладной биологии, к единству с чувством в предбиологическом состоянии - органической химии. В прикладной биологии проектируется, целеполагаемая общественными науками, искусственная система управления на основе исследования фундаментальными науками управляющей системы, созданной субъективностью в ее эволюционном биологическом процессе.
В прикладной науке, осваивающей неорганическое бытие, проектируется движение искусственного интеллекта от единства с количеством в кристаллизации, через опосредствование с количеством, к результирующему единству с количеством в использовании искусственным интеллектом полевого состояния, исследуемого фундаментальными науками. Бионика «рассматривает проблемы моделирования информационно-регулятивных процессов т различных биологических органов с помощью технических средств» [22].
В переходе к прикладной математике искусственный интеллект завершает свое теоретическое количественное определение, возвращаясь к началу науки и приближаясь к определению непосредственности единицы, начинающей точное познание, на уровне всеобщности. Приближение к началу точного познания есть завершение теоретического познания и его все большее противопоставление практическому - материальному состоянию сознания, поскольку количество здесь представляет материальность, сохраняющуюся в качестве. Здесь, очевидно, используется «Математическая теория информации К. Шеннона с ее стержневым понятием количества» [23].
Пространственное материальное производство. В качественном переходе от технических наук к пространственному материальному производству выполняется необходимость сознания и теоретического знания к созданию своей объективной формы. Человеческое качество, представленное искусственным интеллектом, здесь выделяется в искусственной-знаковой форме геометрической точки и противопоставляет себя естественной пространственной материальности как количеству и своей внутренней определенности.
Первобытные пространственные искусства завершались мегалитической архитектурой, в которой материальность осваивалась как количество в бесконечном приближении к геометрической точке, и эта необходимость осуществилась качественно возникновением единицы математики, начинающей точное (точечное) познание. Переход от науки к производству симметричен переходу от первобытных пространственных искусств к науке, но осуществляется в обратном порядке. Бесконечное-количественное приближение к определению единицы математики на уровне всеобщности завершается качественно скачком к геометрической точке, утверждающей практическую абсолютную форму искусственной знаковой реальности.
Геометрическая точка, вследствие своей идеальности не может быть воспринята, и только понимание абсолютности качественного начала, лишенного всякого количества-реальности позволяет представить эту точку как завершенность бытия субъективности по форме.
На некоторой удаленности от качественной непосредственности в точке проявляется внутреннее количество, сохранившееся вследствие единичности-случайности качественного перехода от науки к производству. Действительное начало материального производства представлено искусственными материалами по их внешней определенности - форме (напр. керамзит, кирпич и др.). Это пропорционирование отдельного материала-элемента переходит в ритмизированное - структурированное множество (кирпичная кладка, например) и, наконец, соединяется в композиционной целостности сооружений. Так в обратном порядке представлено развитие мегалитической архитектуры от композиции кромлеха, через ритм мегалитов, к пропорционированию отдельного элемента в бесконечном приближении к геометрической точке.
Если в первобытном состоянии искусство красивого - архитектура полностью соответствовало своему эстетическому определению, то архитектура, начинающая пространственное материальное производство, базируется на точном знании и есть его практика. Кажется, поэтому, что субъективность полностью отождествила себя с рациональностью, что проявляется, в первую очередь, в промышленных зданиях и сооружениях. Однако развитие архитектуры от промышленных объектов, через гражданские, к объектам культуры и сооружениям, претендующим на чистую духовность, таким как церкви, мемориалы и др., показывает, что человеческое качество устремлено от удовлетворения материальных потребностей к удовлетворению своих – духовных потребностей и к освоению рациональной объективности в эмоциональной субъективности.
В архитектуре сохраняется единство качества с количеством, и пространство искусственного бытия здесь определяется на уровне всеобщности. Человеческое качество устремлено к полному освоению-снятию материальности в знаке, но в переходе к дизайну получает лишь уровень особенности-формы, выделенной из функциональной материальности в своей духовной - эстетической определенности, соответствующей первобытному декоративному искусству.
Как и архитектура, дизайн начат с предельной функциональности, представленной движущимися механизмами, станками, транспортом и другими видами, которые соответствуют завершению первобытного декоративного искусства, представленному бесконечным вращением колеса. Так проявляется механическое начало движения материи в фундаментальной науке и, следовательно, в завершении первобытного декоративного искусства, и в начале процесса дизайна моделируется состояние неорганического бытия.
Завершение дизайна украшениями соответствует началу первобытного декоративного искусства, заданному ритуальными украшениями, такими как женщина-птица и др. И в завершении дизайна украшения имеют, в основном, женское предназначение. Как в начале процесса дизайна моделировалось механическое начало неорганического бытия, так в конце процесса дизайна моделируется кристаллическое завершение неорганического процесса, что представлено ювелирными изделиями, в частности, драгоценными камнями, соответственно обработанными.
Средняя часть процесса дизайна представлена, как и в первобытном декоративном искусстве, выделенностью декоративности из функциональности в форме орнамента (орнамент на ткани, например).
Как в архитектуре, создающей всеобщность пространства бытия, так и в дизайне, определяющем его особенность, человеческое качество получает свою внешнюю определенность-форму, начиная от предельной функциональности, удовлетворяющей материальные потребности тела, и заканчивая столь же предельным удовлетворением духовных потребностей.
В украшениях количественно осваивается материальная зависимость человеческого качества при его противопоставлении естественной материальности в своей искусственной форме. Происходит бесконечное поглощение материальности тела в человеческом качестве, представляемом в знаковой пространственной форме. Качественное осуществление этой необходимости дизайна происходит в переходе к искусственной непосредственности пространства человеческого качества, что соответствует непосредственности первобытного реалистического изобразительного искусства палеолита.
В переходе к своей пространственной непосредственности сознание возвращается к единству с биологическим телом, снимая его в себе. Материальность, однако, проявляется как количество на некоторой удаленности от качественной непосредственности во всеобщности материальных потребностей тела. Это, прежде всего, питание и здравоохранение. Удовлетворяя и, следовательно, снимая эти потребности, сознание определяет свое тело от всеобщности до единичности, максимально выявляющей индивидуальную неповторимость человеческого «Я».
Такая необходимость непосредственного пространства «Я» осуществляется полным исчезновением естественной определенности тела индивида в его знаковой определенности, что соответствует растительному предчувству красивого в первобытных пространственных искусствах, которое осваивалось неандертальцами.
Множество символики, начиная от государственных знаков до дорожных и других в приближении к знаковой единичности индивида, определяют сознание человека в искусственной пространственной форме. Той формой, в которой полностью исчезает количество, может быть только абсолютность геометрической точки. Но по мере приближения к этому пределу бесконечно возрастает противоречие между абсолютной объективностью формы и столь же абсолютной субъективностью «Я».
Завершение пространственного материального производства абсолютизацией особенности-формы искусственного пространства бесконечным-количественным приближением к геометрической точке соответствует началу первобытных пространственных искусств с оттисков кистей рук и ямок-углублений в камне [24][25]. Эти начальные формы характеризуются отсутствием внутренней количественной определенности. В оттисках кистей рук фиксируется неповторимая индивидуальность субъекта. На некоторой удаленности от качественной непосредственности данных форм проявляется их внутренняя определенность в изображениях так называемых «макарон» [26]. Сходство «макарон» с современными знаками – отпечатками пальцев свидетельствует о том, что здесь осваиваются закономерности формообразования индивида в приближении к самой форме.
Временное материальное производство. Нарастание противоречия объективности формы-средства и субъективности-смысла разрешается качественно переходом от пространственного материального производства к временному материальному производству. Искусственный интеллект в технических науках определялся непосредственно, сохраняя единство с естественной реальностью-материальностью. Искусственный интеллект в пространственном материальном производстве был противопоставлен материальности в собственной знаковой форме и, следовательно, определялся на уровне особенности. Искусственный интеллект во временном материальном производстве вернулся к единству с материальностью и определился на уровне всеобщности, сняв материальность в себе как пространственную форму, и как количество вообще.
Практическая реализация человеческого качества как искусственного интеллекта во временном материальном производстве определена виртуальной реальностью и есть исчезновение пространства во времени. «Можно, по-видимому, говорить о виртуальном и предметном мирах…материальном и информационном» - замечает К. В. Судаков [27].
Пространственное материальное производство соответствовало первобытным пространственным искусствам, а временное материальное производство соответствует первобытным временным искусствам.
Тело как пространственная форма исчезло в виртуальной реальности искусственного интеллекта, но неоформленное количество проявилось на некоторой удаленности от качественной непосредственности, и оно должно быть освоено в процессе временного материального производства, обратном по отношению к процессу первобытных временных искусств. Так, естественному языку словесного искусства, завершающему временные искусства и моделирующему процесс органического бытия, соответствует искусственный язык кибернетики, начинающий практику искусственного интеллекта. В этой первой-языковой части временного материального производства сохраняется единство-невзаимооформленность качества-смысла и количества-средства. Вторая часть процесса временного материального производства соответствует танцевальному процессу, моделирующему состояние неорганического бытия с его взаимоопределением противоположностей качества-движения и количества-материи. Третья-завершающая часть временного материального производства соответствует процессу музыки и состоянию досингулярного бытия (до Большого взрыва), в котором качество возвращается к единству с количеством и бесконечно осваивает его в себе, добиваясь абсолютности своего качественного смысла – вечности. Это бесконечное приближение к началу человеческого качества моделирует приближение к началу самого мироздания и постижение его исходной непосредственности на уровне всеобщности. Качественной реализацией этой необходимости является возврат к началу первобытных временных искусств, дающим начало новому витку структуры человеческой деятельности. В этом втором и далее витках спирали утрачивается качественная определенность состояний вследствие их смешивания. Так в искусстве теперь присутствуют наука и материальное производство, а в науке – материальная практика.

Литература

1. Гегель Г. Наука логики. В3т. Т.1. М., 1970. С.463
2. Там же. С.464.
3. Шпенглер О. Закат Европы. Кн.2. Минск. 1999. С.267.
4. Гегель Г. Философия религии. В2т. Т.1. М. 1976. С.438.
5. Жуков Н. Философские основы кибернетики. Минск. 1976. С.154.
6. Гегель Г. Наука логики. В3т. Т.1. М., 1970. С.261-262.
7. Там же. С.288.
8. Философский словарь. М., 1972. С.178.
9. Физика сегодня и завтра. Л., 1973. С.243.
10. Турсунов А. Философия и современная космология. М., 1977. С.95.
11. Диалектический материализм. М., 1972. С.169.
12. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В3т. Т.1. М., 1974. С.406.
13. Там же. С.408.
14. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В3т. Т.2.М., 1975. С.468.
15. Вопросы философии. 2008. №3.
16. Шпенглер О. Закат Европы. Кн.2. Минск. 1999. С.691.
17. Декарт Р. Сочинения. В2т. Т.1. М., 1989. С.269.
18. Жуков Н. Философские основы кибернетики. Минск. 1976. С.69.
19. Там же. С.51.
20. Там же. С.166.
21. Там же. С.51.
22. Там же. С.51-52.
23. Там же. С.127.
24. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С.192.
25. Ранние формы искусства. М., 1972. С.33.
26. Там же. С.32.
27. Вопросы философии. 2008. №3.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/struktura-chelovecheskoy-deyatelnosti-t614.html">Структура человеческой деятельности</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Владислав Крючков
 
Сообщений: 85
Зарегистрирован: 21 июл 2010, 18:54
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 3