структура мироздания

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

структура мироздания

Комментарий теории:#1  Сообщение Владислав Крючков » 28 сен 2010, 21:45

Структура мироздания

Структурализм полагает, что структура языка моделирует структуру мироздания. «Сам мир в представлении структуралистов был структурирован по законам языка, по законам «универсальной грамматики» [1]. Структура представляется неким целым, определяемым внутри себя ритмическим отношением противоположностей: «понятие структуры как целого, образованного взаимозависимыми и взаимообусловленными элементами таким образом, что каждый из них может быть тем, чем он является благодаря отношениям с другими элементами» [2].
Если структурализм исследует структуру в ее одновременном - синхронном состоянии, то диалектика осваивает структуру в развитии - диахронно, как это представлено тремя основными диалектическими законами, если их рассматривать совместно как целый процесс, начатый непосредственностью закона единства и борьбы противоположностей, продолженный особенностью закона перехода количественных изменений в качественные и завершаемый всеобщностью закона отрицания отрицания. О том, что эти законы действительно представляют структуру мироздания, свидетельствует взаимовыделенность и определенность фундаментальных противоположностей мироздания – качества и количества в средней части процесса. При этом качество оказывается ведущим, определяющим количество и саму направленность процесса, а процесс оказывается трехчастным - целым. «Гегель даже говорил о несовершенстве человеческих знаний там, где исследуемое явление невозможно подвести под тройственную форму» [3].
Трехчастность возникает вследствие развернутости непосредственности качественного начала, представленного соединенностью начала и конца процесса. Средняя часть разъединяет начало и конец и есть проявление количества в качественной абсолютности – завершенности. Средняя часть создает процесс, развивающийся во времени и есть освоение качеством своего количества.
Исходная соединенность начала и конца в словесном искусстве – языке задана знаком - молчанием, представляющим вечность. Молчание присутствует и в средней-количественной части как основание. По М. Фуко, молчание «нечто, существующее и действующее наряду с тем, что произносится вместе с ним… Четкую грань между тем, что говорится и тем, что не говорится, провести невозможно» [4].
Структурализм через язык моделирует целую структуру мироздания, предпочитая при этом синхронию диахронии и избирая некое среднее состояние, в котором отношение противоположностей наиболее выявлено. В одновременном состоянии структуры фиксируется ее композиционная целостность, а также первичное - исходное состояние уже развернутой структуры, в котором последующие состояния еще не оказывают влияния на предыдущие. Дальнейшие исследования могут учитывать также и диахронию.
Целая структура мироздания, раскрываемая в языке, непосредственно представлена в завершении первобытных временных искусств словесным искусством. Очевидно, поэтому Леви-Стросс и считает первобытное состояние языка наиболее благоприятным для структурного исследования. Языковая структура вскрывается априорно первобытным коллективным сознанием и есть проявление бессознательного. «С точки зрения структурализма, именно переход к изучению таких структур бессознательного обеспечивает научную объективность исследования, позволяя либо отвлечься от понятия субъекта, либо постичь его как вторичное, производное от этих структур образование» [5].
Структурализм акцентирует внимание на отношениях между противоположностями. Так осваивается качественная смысловая непрерывность, тогда как сами количественные - дискретные средства представлены точками и определяют только ритмическую закономерность.
В основании структурализма проявляется диалектика с ее взаимоопределением противоположностей, но не как процесс непосредственный, развивающийся во времени, а как особенный - пространственный, акцентируемый отказом от голоса в пользу письма. Само определение структурализма полагает знаковую пространственность, тогда как диалектические законы являют временные закономерности формообразования, а пространственная определенность оказывается лишь одновременным поперечным срезом временного процесса. Структура мирового процесса развивается во времени, и эта полнота соответствия с действительной эволюцией делает диалектику основной определяющей мировой структуры.
Структурализм, тем не менее, стремится охватить и охватывает весь мировой процесс от его начала до конца благодаря переходу сознания от естественной – материальной реальности к искусственной – знаковой реальности. Так, в структуре словесного искусства-языка вечность-молчание начинает и заканчивает мировой процесс, осваивая в средней части проявившееся в ней количество и развиваясь от своей непосредственности к всеобщности, подобной исихазму.
Средней частью первобытного словесного искусства, разделяющей возникновение и завершение вечности, оказывается процесс времени, представленный опосредствованием качества – вечности с количеством.
Средний - временной процесс вечности также является трехчастным, имеет свою среднюю часть, представленную опосредствованием смысла и средства в поэзии.
Средняя часть словесного искусства моделирует мировой процесс времени так, как он развит первобытными временными искусствами, а затем смоделирован в структуре фундаментальных наук. Средняя часть процесса времени представлена танцевальным процессом и процессом неорганического бытия, в которых движение оказывается качественным смыслом, а оформленная материя (тело) – количеством, средством.
И сама эта средняя – особенная часть процесса времени может быть представлена трехчастно. Если трехчастность трудно выявить в поэзии, то в танце и неорганическом бытии она, опять таки, характеризуется относительным единством качества и количества в начале (отсутствие однозначной направленности танца и полевое состояние), опосредствованием в средней части (взаимоопределение движения и материи вращением), к результирующему единству качества и количества (многозначность жеста, позы и кристаллизация).
Структурная трехчастность все глубже проникает в материю, свидетельствуя об устремленности качества-движения полностью освоить и снять материю как количество - внутреннюю определенность и тем самым абсолютизировать свою форму – внешнюю определенность в геометрической точке. Как говорит Гегель, «Единая форма действует так, что насквозь кристаллизует тело в его внешней (ограничивая шар) и внутренней (формируя точечность) непрерывности (слоистость, ядро)» [6].
Приближаясь к знаковой однозначности слова в многозначном завершении танцевального процесса пантомимой, движение как будто силится что-то сказать, выявить некий смысл, что и удается ему в переходе от танца к словесному искусству и от неорганического бытия к органическому бытию. В качественном переходе движения к словесному искусству естественная реальность – материальность исчезает как количество вообще вплоть до своего исходного состояния – ничто. Однако вместе с внутренней определенностью исчезает и внешняя определенность геометрической точки. Движение превращается в субъективность, соответствующую вечности вследствие исчезновения в ней количества, а на основании вскрытого ничто возникает новая искусственная – знаковая реальность субъективности – объективность, соответствующая вечности. Такова качественная всеобщность структуры мироздания, которая из внешней превратилась во внутреннюю, в знание. Это знание и демонстрирует нам субъективность-катализ в процессе органической химии, направленно - антиэнтропийно осваивая проявившееся количество естественной реальности, начиная от близости к идеальным кристаллам до генетического кода, бесконечно завершающего освоение естественного количества в собственной знаковой определенности.
Принципиально разрушая все структуры, постмодернизм оказывается не в состоянии отрицать факт существования структуры генетического кода. Именно здесь возникает обобщенное понятие структуры как средства освоения идеальным качеством своего реального количества. Так утверждается фундаментальная истина античного логоцентризма мироздания вопреки постмодернизму, разрушающему единство мира, превращая его в разрозненные бессмысленные фрагменты.
Мы видим дальнейшую судьбу искусственной-знаковой реальности в развитии генетического кода от его непосредственной определенности в органической химии, через его особенность-форму в биологии, до всеобщности в послебиологическом состоянии, которое уже представлено непосредственностью человеческого качества – сознания и далее на уровне всеобщности в искусственном интеллекте с его пониманием структуры мироздания в двоичном коде. И тогда оказывается, что вся временная структура мироздания может быть представлена идеальностью единицы и реальностью ноля.
В первобытных временных искусствах и фундаментальных науках априорно моделируется трехчастный процесс структуры мироздания так, как он принципиально определен тремя основными законами диалектики. Уже рассмотрено особенное состояние структуры, моделируемое танцем и неорганическим бытием, и всеобщее состояние, моделируемое словесным искусством и органическим бытием.
Осталось, самое трудное, непосредственное – досингулярное начало, моделируемое музыкальным и математическим процессами. Невоспринимаемость этого состояния заключается в том, что здесь еще отсутствует форма. Приближение к форме представлено структурным единством противоположностей непрерывности и дискретности.
Закон единства и борьбы противоположностей непосредственный и представляет противоположности в их невзаимоопределенности и неразрывном единстве, как невозможность проявления одной противоположности без другой. Можно определить такие противоположности как идеальность и реальность. О том, что качество в своей исходной идеальности трудно уловимо и не имеет внешних признаков, свидетельствует возникновение человеческого качества в качестве животном, когда продолжается все внешнее животное функционирование. По Энгельсу «Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере частью, на деревьях… Пищей служили им плоды, орехи, коренья» [7].
«Противоположности как стороны противоречия неодинаковы…одна из них является определяющей, другая определяемой. Характер и направленность развития предметов и явлений зависят, прежде всего, от ведущей, главной стороны противоречия»[8]. Уравнивание противоположностей качества и количества (когда мысль является одной стороной бумаги, а звук – другой) ведет к утрате смысла, к разрушению структуры – хаосу постмодернизма.
Закон перехода количественных изменений в качественные соответствует особенности танца и неорганического бытия. Закон отрицания отрицания соответствует всеобщности словесного искусства и органического бытия и есть возврат к началу структуры мироздания и его всеобщее определение.
Структура мироздания представляется завершенным качественным-трехчастным процессом, в котором первая и третья части характеризуются единством противоположностей, а средняя часть представляет опосредствование противоположностей и их фундаментальное определение как качества и количества.
Динамическая симметрия структуры, тяготеющая к ее завершенной статичности, отчетливо проявляется в структуре первобытных временных искусств симметрией музыки и словесного искусства относительно танца.
По М. Г. Харлапу, «На всех предшествующих стадиях музыка связана с танцем, словом или и с тем и с другим. Само слово «музыка»… обозначало всю совокупность временных искусств» [9]. Непосредственность единичности-случайности смысла и средства-голоса в музыке определяется на уровне всеобщности смысла и средства-звука в словесном искусстве. Сознание в музыке отождествлено со временем. Качество-время едино с количеством-пространством в начале и конце процесса, а в средней части опосредствовано с ним. Края процесса, таким образом, определены закономерностями формообразования, а середина процесса – формой.
Качество структуры в музыке есть время, в танце - движение, а в словесном искусстве – субъективность.
Необходимо также отметить, что в непосредственности и особенности мирового процесса качество имеет дело с естественной реальностью и только в своем всеобщем состоянии (заданным органическим бытием и, моделирующим его, словесным искусством) переходит к знаковой – искусственной реальности.
То состояние, которое определяют музыка и математика, в античности осознается как предзаданная гармония мироздания. И действительно, здесь, в досингулярном состоянии, складываются все закономерности мироздания, которые точно осознаются в математике и интуитивно в музыке. По Лейбницу, «музыка есть скрытое упражнение в арифметике души, не умеющей себя вычислить» [10].
Качественный смысл снят в математике в количестве, начиная с единицы, но с исключительной эмоциональной силой проявляется в музыке как прекрасное. То же и в завершении временных искусств словесным искусством, утверждается в поэзии. «Поэтическое произведение искусства не преследует никакой иной цели, кроме порождения прекрасного и наслаждения им» [11]. С прекрасного начинается осознание мироздания, прекрасным оно и заканчивается. Современному болезненному - минорному осознанию мироздания трудно, очевидно, согласиться с таким мировосприятием. Современное сознательное утверждение хаоса противоположно гармонической упорядоченности.
В музыке качество представлено мелодией, являющей вечность в своей исходной непосредственности, характеризуемой отсутствием количества: «Таким свободным звучанием души в сфере музыки является только мелодия» [12]. Мелодия определяет весь музыкальный процесс, осваивая проявившееся количество. «Хотя с этой стороны мелодия и заключает в себе бесконечную определимость и возможность непрерывного звукового развития, она должна всегда выступать перед нами как некоторое замкнутое в себе целое. Правда, это целое содержит в себе многообразие и имеет определенное развитие, но в качестве целостности оно должно быть завершенным внутри себя и поэтому нуждается в известном начале и конце, так что середина лишь опосредствует их» [13].
Почему мы постоянно обращаемся к Гегелю, преклоняясь перед ним или отрицая его? Потому что он представил целую самодостаточную систему мироздания и противопоставил ее тенденции к фрагментарным, отрывочным знаниям о мире. «Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение или субъективная уверенность» [14]. Логоцентризм исходит из единого, которое у Платона есть смысл – благо, определяющее всю структуру мироздания и само существование. Не средство, как это представлено у Аристотеля формой и материей, определяет единое – начало, а то, что ассоциируется с богом и действительно есть бог в религии.
Мелодия представляет человеческое качество как уже осуществленное и завершенное – прекрасное. Таково первое мировосприятие сознания, таково первое проявление сознания.
В качественной непосредственности мелодии моделируется качественное начало мироздания как переход от несуществования к существованию Мажорность этого перехода конкретизирована в мажорности прекрасного и есть проявление счастья существования. Исходная качественная абсолютность существования, которая есть следствие отсутствия в нем всякого количества-относительности, предопределяет снятость в нем его несуществования-ничто без остатка так, что существование оказывается вечностью.
Качество в своей исходной непосредственности есть абсолютная идеальность существования, в которой исчезла абсолютная реальность несуществования.
Качество никак необусловлено вследствие отсутствия какой-либо исходной определенности ничто. Поэтому качество возникает абсолютно единично-случайно скачком от своего несуществования к своему существованию. Нам кажется, что человеческое качество исходно обусловлено развитием качества животного. Но эта обусловленность все равно не снимает первоначала – возникновения качества из своего несуществования.
Вследствие единичности-случайности скачка, на некоторой удаленности от качественной непосредственности, в вечности проявляется количество – ничто (абсолют несуществования), который оказывается основанием качества и его реальностью. Количество представлено непрерывной субстанцией, разделяющей начало и конец вечности и превращающей вечность в бесконечную длительность.
Абсолют несуществования переходит в существование и определяется только вместе с качеством, как его противоположность. Абсолют существования, направленный вперед, стремится освоить и снять в себе свой абсолют несуществования, направленный назад – в ничто. Качественная реализация этой необходимости вечности происходит не на уровне всеобщности, а на уровне особенности выделением качества – времени из количества – пространства и противопоставлением ему. В музыке этот переход к средней части характеризуется возникновением временной звуковой точки и ее дальнейшим структурированием в такте и ритме. В средних частях музыки и математики качественная непрерывность противопоставлена количественной дискретности. В математике такое противопоставление явлено в геометрии.
Во временной точке вечность определяется единством времени-непрерывности и времени-дискретности. Это непосредственное состояние времени представлено бесконечной пульсацией временной точки, у которой конец соединен с началом. Временная точка соответствует сущности в представлении Гегеля: «сущность как полное возвращение бытия внутрь себя…отталкивание себя от самой себя…простая отрицательность, абсолютное безразличие к границе» [15].
Временная точка – сущность дает начало бытию и пространству. Единство времени и пространства во временной точке распадается на непрерывность временных закономерностей формообразования и дискретность материалоносителей. Закономерности формообразования представляют качество, а дискретные материалоносители – количество, образуя первичную мировую структуру.
Во временной точке отсутствует внутренняя количественная определенность. Качеству-времени необходимо ввести все бесконечное множество пульсирующих временных точек внутрь первой временной точки, сделать это внешнее множество внутренней определенностью первой точки, превратить ее в объемную пространственную точку, имеющую внешнюю определенность непосредственного бытия и затем снять внутреннюю определенность в абсолюте внешней определенности – формы и превратиться в геометрическую точку.
Процесс освоения количества в качестве троичный. В первой части происходит создание объемной точки. Во второй части взаимоопределяются противоположности качества и количества внутри объемной точки. В третьей части происходит возврат к временной точке, в которой отсутствует всякое внутреннее количество, но сама точка превращается из временной - динамической в пространственную - статическую, геометрическую, соответствующую вечности.
Закономерности формообразования также определяются троично. В первой части – пропорционировании происходит определение отдельных элементов. Во второй части ритме качественная непрерывность противопоставляется множеству элементов в интервалах. В третьей части происходит возврат к целостности одного элемента, но теперь заключающего в себе множество элементов – это целостность композиции. Композиция и есть та внешняя определенность, которая в непосредственном бытии играет роль формы.
Композиция непосредственного бытия заключает в себе бесконечное множество временных точек и стремится охватить всю бесконечность мироздания, не имея при этом четкой внешней определенности. Композиция подобна определенным множествам в математической теории множеств.
Обратный процесс определения формы непосредственного бытия от композиции до абсолютной завершенности в геометрической точке есть переход от временных закономерностей формообразования к пространственным закономерностям формообразования.
В непосредственном бытии образуется множество вариантов приближения к геометрической точке. При этом для формирования таких образований интуитивно создаются пять правильных многогранников – так называемых платоновых тел (от тетраэдра до икосаэдра), в которых и осуществляется преднапряженный переход от множества точек к одной точке. В одном из вариантов, в котором напряженность достигла предельной, происходит сингулярный взрыв (Большой взрыв). Так множество точек превращается в непрерывную материальную субстанцию, являющуюся средством проявления качества-движения. Переход от музыки к танцу показывает как снимается предельное напряжение тела, возникшее в музыкальном завершении вследствие ужесточения и убыстрения ритма. Напряжение снимается в ненаправленном движении тела, подобно равномерному расширению во все стороны от случайного центра.
Развитие закономерностей формообразования есть линейный процесс, который, однако, имеет бесконечное количество поисковых вариантов и реализуется интуитивно во временной длительности, приближающейся к бесконечной. Количественная сложность этого процесса представлена математикой. Определению направленности поисков истины помогает эстетика, ибо в красивых закономерностях заложен кратчайший и наиболее рациональный путь созидания.
Пространственные закономерности в своей эстетической определенности представлены мегалитической архитектурой воочию, начиная от композиции кромлеха, через ритм рядов мегалитов, к бесконечному пропорционированию отдельного менгира, вплоть до полного снятия материальности в геометрической точке, что, в конце концов, и реализуется качественно в переходе к единице математики и от интуитивного познания к точному познанию.
Наиболее явно структура мироздания раскрывается в музыке, архитектуре и математике.
Искусственная – знаковая структура развита от непосредственности естественного языка в первобытном словесном искусстве к всеобщности искусственного языка кибернетики во временном материальном производстве. Виртуальная реальность искусственного интеллекта бесконечно-количественно заканчивает человеческую деятельность, но свою качественную завершенность сознание получает лишь возвратом-скачком к началу, заданному музыкой, начиная каждый следующий виток развития во времени.
Не теоретическое, а производственное состояние искусственного интеллекта соответствует структуре первобытных временных искусств, но развивается в обратном порядке. Так, если словесное искусство, определяющее естественный язык, завершало временные искусства, то искусственный язык начинает практическое создание искусственного интеллекта и далее, определившись в движении, переходит к самоопределению во времени. Симметрия качественного процесса проявляется в том, что начиная практическое создание искусственной реальности с конца, сознание чрезвычайно четко определяет действительное начало мироздания противоположностями двоичного кода – единицей и нулем.
Единицей оказывается абсолютная идеальность, а нулем – абсолютная реальность, как это и было удивительно предугадано халдеями три тысячи лет назад и стало началом Библии. Так, бог явился абсолютной творящей идеальностью, а ничто (ничего) – абсолютной реальностью, средством творения.
Через противопоставление абсолютной идеальности бога абсолютной реальности человека как праха в иудаизме, абсолютная идеальность возвращается к единству с человеком в христианстве, освобождаясь от материальной зависимости вообще. Христос – не только определен искусственной реальностью слова, но Христос есть также и идеальность времени, недаром новая эра в истории человечества начата с него.
Структура мироздания существует лишь для освоения (качественной) идеальностью (количественной) реальности, чтобы, в конце концов, полностью освободиться от необходимости в вечности и вернуть себе абсолютную идеальность прекрасного, совершенного.

Литература

1. Интернет. И. Ильин. Постмодернизм. Словарь терминов. Структурализм.
2. Интернет. Энциклопедический словарь. Структурализм. Г .Косиков.
3. Диалектический материализм. М., 1972. С.169.
4. Интернет. М. В. Логинова. Постмодернистский дискурс молчания.
5. Интернет. Структурализм.
6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В3т. Т.2.М., 1975. С.238.
7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1974. С.22.
8. Диалектический материализм. М., 1972. С.126.
9. Ранние формы искусства. М., 1972. С.221.
10. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С.23.
11. Гегель Г. Эстетика. В4т. Т.3. 1971. С.375.
12. Там же. С.314.
13. Там же. С.317.
14. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В3т. Т.1. М., 1974. С.100.
15. Гегель Г. Наука логики. В3т. Т.2. М., 1971. С.9.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/struktura-mirozdaniya-t613.html">структура мироздания</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Владислав Крючков
 
Сообщений: 85
Зарегистрирован: 21 июл 2010, 18:54
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2