Научная рациональность как универсалия культуры

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Научная рациональность как универсалия культуры

Комментарий теории:#1  Сообщение Ivanesphilosof » 27 авг 2019, 16:05

Культура. При исследовании культуры необходимо исходить из того, что культура является феноменом духовной и материальной деятельности человека. В культуре мы не можем найти ничего, что не было бы связано с результатами этой деятельности. Что в культуре является определяющим: духовное или материальное, - это также вопрос, связанный с дефиницией культуры. В связи с тем, что культура неотделима от человека, то исходная цель в дефиниции культуры – определение сущности человека, создающего культуру и живущего в ней. Возможно, что человек может существовать и вне культурного пространства, но будет ли это человек в нашем понимании? Понимание сущности человека даёт нам понимание сущности культуры.
Человек в культуре. Человек – существо дуальное. Дуализм бытия человека заключается в наличии двух миров в его бытии: «наличное бытие» и «возможные миры». Человек постоянно трансцендирует за пределы «наличного бытия» в «возможные миры», которые сам и творит. Во-первых, каждый индивид на основе своего социокультурного опыта мыслетворит бытие «возможных миров». Во-вторых, социум как любая совокупность индивидов, который мы определяем как культуру, имеет сформированный в рамках данной культуры почитаемый «возможный мир», мир–religere (religere - почитание, negligere – непочитание). Мир-religere – это мир, соотношения в котором являются ценностями (идеальными структурами, телосами экзистенции и т.п.) для данной культуры. Другие «возможные миры» присутствуют в мире «трансцендентного бытия» культуры, но они или безразличны (субкультура), или близки к миру-«religere» контркультуры. Каждого человека, следуя данному пониманию культуры, можно определить как «религиозного» по своей сути.
Традиционная культура. Традиционная культура характеризуется неизменностью, устойчивостью мира-«religere». Он принимается представителями традиционной культуры как мир «истинный», «божественный». Этот мир задаёт основные ценности и нормы («табу») для представителей традиционной культуры. Цель ритуальных действий в традиционной культуре – есть ни что иное, как приобщение к «истинному миру», преодоление трагического разрыва между миром «наличного бытия» и «истинным миром». Осознание данного трагичного разрыва даёт человеку представление об абсолютном совершенном существе, в котором мир «наличного бытия» и мир-«religere» тождественны. Путь к миру-«religere» - это путь к Богу и совершенству.
Рациональность. Рациональное и иррациональное находятся в контрарном отношении, а не в отношении контрадикции. Рациональность как универсалия культуры в «свёрнутом», недифференцированном виде присутствует в традиционной культуре. Только в «наукогенной» культуре рациональность начинает «разворачиваться», разделяться на типы, которые присутствуют как «карсис» (неуравновешенная смесь) в любой научной и другой рациональной деятельности. Можно говорить о доминировании типа рациональности как в диахронном, так и синхронном аспектах. В любой науке на каждом этапе её развития рациональность – это «карсис» типов рациональности. Смена типов рациональности – это не «революция», не уничтожение старой программы «рациональности», а смена соотношений в «карсисе» типов рациональности.
Рациональность в «наукогенной» культуре. В «наукогенной» культуре гораздо больше многообразия «возможных миров». А мир-«religere» надо ещё найти и доказать его истинность. Доказательство мира-«religere» - это сущностное свойство рациональности как универсалии «наукогенной» культуры. Характерные признаки рациональности: интенция познания, понятийная выразимость, логическая однозначность, верифицируемость. В философии и науке рациональность реализуется в наиболее полном объёме. Учитывая невозможность полного разделения между рациональным и иррациональным (контрарное соотношение), и в науке, и в искусстве присутствует рациональное знание, но с разным соотношением «карсиса» различных типов рациональности и «карсиса» рационального-иррационального.
Научная рациональность. Научная рациональность – это «усиленная рациональность». Основные признаки рациональности, как универсалии «наукогенной» культуры наиболее выражены (раскрываются) в научном познании. Это связано с тем, что научное познание направленно на выявление с одной стороны наиболее общих, предельных (абстрактных) свойств и соотношений мира- «religere», а с другой – предметных соотношений этого мира. Наука всегда имеет объект и предмет познания. Она только тогда выделяется из философии в качестве самостоятельной науки, когда определены её объект и предмет. В философии же объект и предмет – многозначны. Научная картина мира связана с общенаучным значимым на данном историческом этапе «карсисом» типов рациональности. С одной стороны, она формирует мир- «religere», а с другой – отражает его в своих исследованиях. Отдельные науки, исследуя свой объект и предмет, доказывают истинность мира-«religere», а также создают элементы для его общенаучного формирования. Благодаря свободе «мыслепоиска» в научной деятельности, наука может, как доказывать, так и опровергать отдельные соотношения этого мира. Специфика науки заключается в том, что она является «разрушителем» мира-«religere» традиционной культуры. Она создаёт новый мир-«religere» «наукогенной» культуры и сама же его разрушает. Наука создаёт культуру, находящуюся в постоянном движении (поиске). Причём, движение это происходит ускоренно. Удел человека «наукогенной» культуры постоянно «бежать» за постоянно удаляющимся горизонтом мира-«religere», причём, в постоянной неуверенности в его истинности.
Типы рациональности. Наиболее оптимальным критерием для выявления типов рациональности является интенция познания. Интенция познания - это то, на что направлено познание. Интенция познания связана с наиболее значимыми соотношениями мира- «religere». Все остальные признаки рациональности являются производными от интенции познания.
1. Логико-математическая рациональность. На античном этапе развития рационального знания в «карсисе» рациональности доминировала логико-математическая рациональность. Логико-математическая рациональность характеризуется идеальной предметностью. Предметом исследования являются идеальные объекты, которые не тождественны миру «наличного бытия». Структуры «возможных миров» - это интенция логико-математической рациональности.
Логико-математическая рациональность характеризуется строгой однозначностью. Понятийная выразимость определяется выводимостью понятий из исходных априорных понятий. В данном типе рациональности экстенсионал знака тождественен интенсионалу.
Логико-математическая рациональность характеризуется не эмпирической, а аналитической верифицируемостью. Любое научное знание с доминированием логико-математической рациональности может быть фальсифицировано только аналитически. Подобный вопрос встал перед К. Поппером, так как многие разделы современного естествознания не подлежат эмпирической верифицируемости. Логико-математическая рациональность конструктивна в построении теорий. В основе любой теории, построенной по принципам логико-математической рациональности, лежат априорные аксиомы и термины, законы формального языка.
С праксеологической точки зрения тип логико-математической рациональности обладает опосредованной практической применимостью. То есть, научные результаты, возможно, применить в практике только опосредованно через другие типы рациональности.
Экзистенциальная рациональность. Разделение философии на «сократическую» и «перипатетическую», выделило тип экзистенциальной рациональности в философии. Данный тип рациональности характеризуется наименьшей однозначностью по сравнению с другими типами. Дискурс всегда «не договорен». Интенция экзистенциальной рациональности - это ценности мира-«religere», личностный мир индивида. Верифицируемость возможна только на основе концепции «когерентной» истины. В античности данный тип рациональности не выходит за пределы философии. До настоящего времени данный тип рациональности присутствовал только в философии, да и то в «постоянной борьбе» с эмпиризмом, позитивизмом. Активное доминирование в научном знании данного типа рациональности начинается только на этапе постнеклассической науки.
Естественнонаучная рациональность. Естественнонаучный тип рациональности характеризуется эмпирической предметностью. То есть, объектом и предметом в данном типе рациональности являются эмпирические объекты природы, как отражение мира-«religere». Проект естественнонаучной рациональности, как доминирующей в научном знании в эпоху Нового Времени, являлся проектом «научной теологии».
Для типа естественнонаучной рациональности характерна наблюдательно-экспериментальная однозначность. Но о строгой однозначности понятий и высказываний в естественнонаучном типе рациональности говорить нельзя. В понятиях всегда присутствуют элементы «неявного знания», некоторой иррациональной «образности». В данном типе рациональности не существует однозначности аксиом и постулатов. Они постоянно корректируются в результате производимой эмпирической верификации. Логическая доказательность в данном типе рациональности постоянно корректируется эмпирической верифицируемостью. То есть, логическая доказательность в данном типе рациональности является частичной.
В эпоху античности, при доминировании логико-математической рациональности присутствовала естественнонаучная рациональность. Античные медицинские школы уделяли значительное внимание опыту и эксперименту. В данных школах, при всём уважении к «идеальному миру», отсутствовало непочитание к природе, к «технэ», которое было характерно для эпохи античности.
Социальная рациональность. Интенция социальной рациональности направлена на соотношения в социуме, создание мира- «religere» в виде идеального государства, права и т.п. По степени однозначности и понятийной выразимости данный тип рациональности превосходит экзистенциальную рациональность. В римском праве присутствовало явно выраженное стремление к чёткой однозначности терминов, следованию законам классической логики, которые транслировались и в современное континентальное право. Верификация в социальной рациональности – это социальная адаптация научного знания.
Технологическая рациональность. Технологическая рациональность характеризуется «вещной» предметностью. Объект и предмет в данном типе рациональности связаны с формированием «искусственной» природы, с целью приблизить мир «наличного бытия» к миру-«religere». По своим гносеологическим характеристикам технологическая рациональность – эмпирически системна и проверяема. Любое знание в данном типе рациональности проверяется эмпирическим опытом с учётом прагматической полезности (теория прагматической истины).
Данный тип рациональности является древнейшим. Всё-таки механика Архимеда имела черты науки, хотя и не оценивалась высоко в корпусе античного знания. Как тип научной рациональности (рациональности, воплощённой в научное знание), технологическая рациональность начинает доминировать только в 19-20 веке. Причём данный тип рациональности в настоящее время доминирует не только в технических науках, но и в социально-гуманитарных.
Типы научной рациональности не коррелируются с видом наук: формальные, естественные, технические, гуманитарные, социальные (можно рассматривать и социально-гуманитарные). Так и в гуманитарных науках наряду с экзистенциальной рациональностью присутствует логико-формальная; в медицинских естественно-научная и техническая, в социальных науках-социальная и логико-формальная, в технических обязателен наряду с технологической и естественнонаучный тип рациональности (изучение процессов "первой" природы). Но доминирует, прежде всего, первый тип (выделенный жирным). Надо отметить, что в диахронном аспекте в отдельных "науках" идет смена доминирующего типа научной рациональности. Так менеджмент начинался с доминанты технологической рациональности Форда, которую сменила социальная, потом экзистенциальная, в самых современных разработках на первый план выходит логико-формальная формальность: моделирование процессов управления на компьютере через многофакторные модели.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/nauchnaya-racionalnost-kak-universaliya-kulturi-t5548.html">Научная рациональность как универсалия культуры</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Ivanesphilosof
 
Сообщений: 132
Зарегистрирован: 15 фев 2018, 10:41
Откуда: МО, г. Фрязино
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4