Недавно издательство «Весь Мир» выпустило книгу «Предмет философии – качественные преобразования», в которой вполне обоснованно определена научная сфера философии. Вместо распространенного набора всевозможных областей познавательного интереса людей, вовлекая теологию, научные предположения, абстрактные понятия и обобщения – все то, чем наполнены сегодня академические и образовательные отделения философии, в книге показано, что сущность основных философских доктрин обусловлена процессом развития. Причем, если количественных рост объектов вполне изучаем естественными науками, то качественный скачок их методами никак не объяснить.
Распространенное ранее представление о мышлении как предмете философии, выдвинутое Гегелем и поддержанное Энгельсом, в наше время уже требует конкретизации, поскольку мышление успешно исследуется и физикой, биофизикой, биохимией, биологией. Так что проблема выделения явлений, которые подлежат философскому анализу, опять-таки остается нерешенной. В этом аспекте можно отметить два обстоятельства.
Нервная система, как и любая многоуровневая система, формировалась вследствие вынужденных интеграций предшествующих структур, которые как элементы должны были войти в новые взаимосвязи, образовать новую структуру, чтобы разрешить возникшие проблемы существования. Поэтому активация и деятельность системы возможна при активации всей пирамиды исходных подсистем. Повторение прошлой истории зарождения нервной системы при каждой ее действенности в настоящем показано в согласованности выводов эволюционной и экспериментальной физиологий. Поэтому непременно каждый акт мышления осуществляется благодаря активации предшествующих форм структурирования материи, что объясняет привлечение естественных наук для его изучения.
Важна также проблема истоков отражения живых существ. Она так или иначе высказывалась почти всеми материалистами, в частности Локком, Лениным. Фактически следовало понять, какие явления в низших структурах материи в процессе усложнения ее, то есть формирования более сложных интеграций, порождают известные формы отражения, вплоть до познания человека. Тем самым решалась бы и проблема соотношения естественнонаучной и философской сторон в изучении мышления. В предлагаемой книге достаточно убедительно определены явления, для исследования которых необходимы естественные науки и те, которые без философских методов и законов не понять.
Слабости формальной логики, а с тем и ее парадоксы, проявляются при обращении к бесконечности и к развитию, изменениям, нарушающим неотъемлемый закон тождества. Диалектическое мышление оказывается необходимым именно для познания явлений качественных преобразований, возникающих при актах развития. Таким образом, количественный рост до критической величины хорошо оценивается формальными методами, более всего используемыми естественными науками, но качественный скачок, существенное преобразование объектов может осмысливаться законами диалектики. Отмечу, что даже физика своими самыми совершенными методами неспособна изучать такое физическое явление как фазовый переход первого рода, когда вещество оказывается в метастабильном состоянии. Тем не менее, современные достижения физики, химии, биологии в изучении подобных преобразований позволяют выявить предпосылки и существенные моменты актов развития, как новообразования. Следует иметь в виду, что полтора, два века тому назад такими знаниями человечество не обладало. Наиболее значительным актом развития был процесс формирования живых организмов на базе, семени, зиготы, то есть процесс развития как воспроизводства. Это представление обусловило теорию Гегеля, в которой «абсолютная идея» как зародыш содержит в себе все конечное содержание, которое через инобытие завершает в будущем свое становление. Сегодняшние знания позволяют лучше понять качественные преобразования и точнее представить законы развития и необходимость диалектического мышления.
Книгу можно приобрести в электронном виде или в печатной форме у изд. «Весь мир», зайдя на сайт: https://www.vesmirbooks.ru или конкретно через сайт: https://www.vesmirbooks.ru/buy/books/ca ... sophy/3596
P.S. Практика показывает, что многие читатели по-разному воспринимают понятие «качество». Для одних – это свидетельство о свойствах объекта: хорошее качество или плохое качество. Характерно для представления домохозяек. В свое время один из активных участников “New Theory” сослался на понятие Гэлбрейта - «качество жизни». Но в этом случае речь шла о совокупности благ жизни современной цивилизации. Научное понятие качества определяет не совокупность элементов, а их целостную взаимосвязь, интеграцию, при которой образуется новая структура и такие свойства новой сущности, которые не присущи ее элементам. Книга поможет глубже понять такие качественные преобразования.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать