(Из "Как этике стать нормативной и практичной. Гл. 2 пар. 5) Этот материал разместил в пику с механизмами памяти. Я его даже обсуждать не стал. А просто дал свою концепцию.
Свободная Воля Бытия участвует в формировании памяти человека. Уже при рождении ребенка, наделенного Разумом, взрослым иногда кажется, что через его глаза на них смотрит Вселенная, Бог. Так оно и есть. Разум у ребенка бессознательно организует жизнедеятельность тела, организма и сознания. Он чист, свободен от социума. Первые его побуждения наполнены стремлением любить. Не только близких, а всех, кто отвечает любовью и дает возможность жить. Разум с самого начала жизни ребенка (еще в утробе матери) проявляет волю к жизни и избирательному усвоению социальной информации.
Свободная Воля стала Волей к Жизни. Это сила, которая тоже невидима. Как она появляется? Воля рождается из ЦЕЛОГО. Это связь решительности (А), концентрации внимания(В)и самоконтроля (С):
- (А) Ребенок решительно заявляет - «Я хочу!». Решительность связана с организацией смелости в преодолении препятствий для достижения цели. Это непостижимо! Ребенок может десять раз упасть, но также снова встает и идет к своей цели.
- (В) Ребенок владеет способностью концентрации внимания. И этим заявляет - «Я могу!». Оказывается у него в сознании есть много различных планов и он умеет выбрать лучший. Это его свобода воли в выборе плана действий, в соответствии с целью.
- (С)Ребенок проявляет настойчивость и всеми возможностями заявляет «Мне надо!». Оказывается в его сознании есть самоконтроль. Благодаря которому его воля помогает легко отказаться от ошибочного действия и исправить свое поведение в соответствии с поставленной целью.
(Более подробно и содержательно формирование воли раскрыто в практических тренингах в работе с тяжелобольными людьми. Аудиотексты можно скачать на сайте http://kamerton2.com/)
Память человека, как и любого живого существа, формируется с учетом взаимодействия с множествами информационного пространства. В самом информационном пространстве нет упорядоченности. Упорядоченность в усвоении информации вносит Воля познающего.. Взаимодействовать с внутренним бессознательным, которое существует как ЦЕЛОЕ, самоорганизованное, может только информация, которая также формируется по законам ЦЕЛОГО. Законы ЦЕЛОГО устанавливают норму типичного согласно взаимосвязи множеств, показанного на Рис. № 1.:
- Внешнее множество («границы информационного пространства);
- Подмножество переработка («усвоение/воспроизводство);
- внутреннее множество (хранение информации»).
Информационное пространство памяти образуется в результате способности ощущений, эмоций, оценки полезности (АРД) выделять абстрактную сущность в множествах, которая имманентно присуща всякому множеству.. В любом множестве можно выделить: «знаки – значения – смысл».
Поэтому информационного пространство памяти состоит из «знаков, их значений и смыслов существования»:
- (А) знаки фиксируются в «словах» (знаниях);
- (В) значения знаков, их схемы, сценарии, значения слов фиксируются прилагательными (умениях);
- (С) смыслы информации появляются при возможности сделать ЦЕЛОЕ, то есть фиксируются глаголами и (навыками).
Наличие абстрагирования, фиксирование информации в словах, их переработка при усвоении и воспроизводстве в рамках типичного ЦЕЛОГО, отличает память человека от животных. Три взаимосвязанных вида памяти: знаковая; образная (ассоциативная); нормативная - образуют также типы памяти, которые имеют свою норму и с помощью воли могут настраиваться на другие типы организации мышления для обеспечения понимания индивидуальности другого.
Резюме. Существует шесть типов памяти (АВС, АСВ, ВАС, ВСА, САВ, СВА) с разной степенью выраженности. Общение с одинаковым типом обеспечивает легкость и взаимопонимание. Чтобы понять другого человека необходимо с помощью воли настроиться на его тип памяти. Это требует умения и терпения. «Терпение – это мужество» - Тамерлан.
А. Функциональная модель образования типов памяти с помощью воли.
. Возможность осуществления всех этих способностей можно увидеть на функциональной модели образования памяти и проявления воли.
Рис.3. Функциональная модель образования типов памяти и воли.
«А «В» «С»
наслаждение пол. эмоции экстатическое наслаждение
Воля Воля Воля
Боль отр. эмоции Чувство вины,
Голос совести
А – знаковая память
В – образная память
С – нормативная память
Воля - это бессознательные и сознательные усилия поддержания жизни. Волевые усилия ребенка участвуют в установлении границ информационного пространства переработке (усвоение/воспроизводство) и сохранении информации.
Воля возникает при неравенстве удовольствия и боли, положительных и отрицательных эмоций, наслаждения и чувства вины Если переживания удовольствия превышают болевые, то человек живет и воля его направлена на информацию, необходимую для подержания жизни. Если переживания боли вытесняют переживания удовольствия, то воля формирует терпение к боли, вызывает появление другой информации, и не позволяет развиваться катастрофическому уничтожению жизни. Например, если ребенок первый раз нечаянно коснулся острого предмета, реакцию отдергивания, запоминание действий правильного контакта необходимо закрепить в условном рефлексе через объяснения с использованием методики «хочу –могу – надо», которая уже обыгрывется как «не хочу – не могу – не надо».
Возможность получения боли предупреждает об опасностях для жизни. Боль обучает сознание сохранять жизнь. Через боль также идет закрепление информации.
Способ переработки информации для индивидуального сознания является потребностным состоянием. Информация, сценарии действий, воспринятые с протестным отношением через болевые ощущения отрицательных эмоций или чувства вины («так нельзя делать», «такие действия противны, омерзительны» и т. д.) также отражают индивидуальный способ переработки информации. Со временем, когда прошлое протестное отношение забывается, человек может испытать бессознательное желание совершать эти действия.
Эта закономерность отражена в известной притче «Убить дракона», народной мудрости «против чего боролись, на то и напоролись», «яблоко от яблони недалеко падает» и т. д. Законы эти используются в рекламе для создания отложенного спроса на товар «Не трогай!», «Никому не говори!», «Это опасно!».
Данная функциональная модель образования памяти позволяет понять, каким образом «запретный плод» оказывается сладок и почему работа по профилактике отклоняющихся форм поведения, различных заболеваний, а также алкоголизма и наркомании на практике оборачивается их пропагандой. Модель показывает, что отрицательный опыт, схемы поведения и отношения также закрепляются в бессознательном, программируя его формы поведения и мышления. Именно поэтому прошлые кампании против табакокурения и алкоголизма вызывали рост желающих курить и пить алкогольные напитки. Плакаты против наркомании, информация о наркотиках привели к увеличению спроса на наркотики и росту числа наркоманов. Засилье криминального чтива, детективных фильмов, романтизация преступного образа жизни (сленг, песни и т. д.) приводят к формированию асоциального поведения с детства.
«Слепая воля» возникает при большом неравенстве «удовольствия и боли», положительные – отрицательные эмоции», «наслаждение – чувство вины». В этом случае в сознание начинают попадать множества однотипной информации. Они создают искаженные способы переработки информации, вызывающие в сознании потерю здравомыслия:
- при большом приоритете удовольствия - любая информация начинает смешить до истерического смеха;
- при большом приоритете боли появляется острый страх, боязнь вероятностных болей. Такова природа фобий, боязнь острых и режущих предметов.
- при большом приоритете положительных эмоций любая информация начинает вызывать беспричинную смешливость, неспособность отслеживать своего адекватного состояния;
- при приоритете отрицательных эмоций любая информация вызывает беспричинный страх, который перерастает в панику.
- при большом преобладании наслаждения человек лишается здравомыслия и не может остановиться в еде (до появления острых болей), трудоголики доводят себя до изнемождения и эмоционального выгорания;
- при наличии большого приоритета чувства вины, человек может довести себя до самоубийства.
Устойчивые образования измененных состояний памяти формируют и активность с искаженными способами переработки информации.
Резюме. Есть древняя русская поговорка «Воспитывать необходимо ребенка, когда он лежит поперек лавки». С самого рождения с ребенком нужно не «сюсюкать», «не смешить и развлекать», а с ним необходимо РАЗГОВАРИВАТЬ. Он не знает Ваших слов, плохо ориентируется в пространстве, предметы видит пока размытыми, но он великолепно умеет различать «удовольствие и боль», «отрицательные и положительные эмоции», «наслаждение и чувство вины». Разговаривайте с ним через «хочу – могу –надо» и воспитывайте в нем привычку формировать свою память в этом противоречивом море информационных множеств на уровне ЦЕЛОГО.
Три взаимосвязанных вида памяти: знаковая; образная (ассоциативная); нормативная - образуют также разные по содержанию типы памяти. Типичные проблемы с нарушениями памяти с отсутствием достижения ЦЕЛОГО в усваиваемой информации..
.
Б). Знаковая память – А
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать