" Резюме. Существует шесть типов памяти (АВС, АСВ, ВАС, ВСА, САВ, СВА) с разной степенью выраженности. Общение с одинаковым типом обеспечивает легкость и взаимопонимание. Чтобы понять другого человека необходимо с помощью воли настроиться на его тип памяти и мышления. Это требует умения и терпения. «Терпение – это мужество» - Тамерлан.
А.) Функциональная модель образования типов памяти с помощью воли.
Возможность осуществления всех этих способностей можно увидеть на функциональной модели памяти и проявления воли.
Рис.4. Функциональная модель типов памяти и проявления воли.
«А «В» «С»
наслаждение пол. эмоции экстатическое наслаждение
Воля Воля Воля
Боль отр. эмоции Чувство вины,
Голос совести
А – знаковая память
В – образная память
С – нормативная память
Воля - это бессознательные и сознательные усилия поддержания жизни. Волевые усилия ребенка участвуют в установлении границ информационного пространства переработке (усвоение/воспроизводство) и сохранении информации.
Воля возникает при неравенстве удовольствия и боли, положительных и отрицательных эмоций, наслаждения и чувства вины. Если переживания удовольствия превышают болевые, то человек живет и воля его направлена на информацию, необходимую для подержания жизни. Если переживания боли вытесняют переживания удовольствия, то воля формирует терпение к боли, вызывает появление другой информации, и не позволяет развиваться катастрофическому уничтожению жизни.
Например, Ребенок первый раз нечаянно коснулся острого предмета и получил болевое ощущение. Необходимо закрепить в условном рефлексе не реакцию отдергивания, боязни сделать себе больно, а действия правильного контакта. Объяснить с использованием методики «хочу –могу – надо», как осторожно обращаться с острыми предметами. Необходимо помнить, в нашей бессознательной памяти не существует отношений: «не трогай», «нельзя», «не бойся». В памяти закрепляется «трогай», «можно», «бойся».
Помните! Любое использование методик кодировки, внушение установок, использование гипноза и мистики ослабляют ресурсы памяти и повышают эмоциональный фон.
Информация, сценарии действий, воспринятые с протестным отношением через болевые ощущения, отрицательные эмоции или чувства вины («так нельзя делать», «такие действия противны, омерзительны» и т. д.) также отражают индивидуальный способ переработки информации. Но со временем, когда прошлое протестное отношение забывается, человек может испытать бессознательное желание совершать эти действия.
Эта закономерность отражена в известной притче «Убить дракона» (Герой хотел освободить народ от дракона. Многие годы он пытался этого добиться. После того как он убил дракона, народ его сделал своим Правителем. Но поскольку Герой ничего не умел делать, кроме вечного стремления к убийству, то его правление было намного тяжелее для населения, чем власть дракона.), народной мудрости «против чего боролись, на то и напоролись», «яблоко от яблони недалеко падает» и т. д. Законы эти используются в рекламе для создания отложенного спроса на товар «Не трогай!», «Никому не говори!», «Это опасно!».
Благодаря воле способ переработки информации для индивидуального сознания является потребностным состоянием. Возможность получения боли предупреждает об опасностях для жизни. Боль обучает сознание сохранять жизнь. Через боль также идет закрепление информации, сценариев действий, позволяющих избежать ее.
Данная функциональная модель образования памяти позволяет понять, каким образом «запретный плод» оказывается сладок и почему работа по профилактике отклоняющихся форм поведения, различных заболеваний, а также алкоголизма и наркомании на практике оборачивается их пропагандой. Модель показывает, что отрицательный опыт, схемы поведения и отношения также закрепляются в бессознательном, программируя его формы поведения и мышления. Именно поэтому прошлые кампании в России и других странах против табакокурения и алкоголизма вызывали рост желающих курить и пить алкогольные напитки. Плакаты против наркомании, информация о наркотиках привели к увеличению спроса на наркотики и росту числа наркоманов. Засилье криминального чтива, детективных фильмов, романтизация преступного образа жизни (сленг, песни и т. д.) приводят к формированию асоциального поведения с детства.
«Слепая воля» возникает при большом неравенстве в соотношениях: «удовольствия и боли»; положительные – отрицательные эмоции»; «наслаждение – чувство вины». В этом случае в сознание начинают попадать множества однотипной информации. Они создают искаженные способы переработки информации, вызывающие в сознании потерю здравомыслия:
- при большом приоритете удовольствия - любая информация начинает смешить до истерического смеха;
- при большом приоритете боли появляется острый страх, боязнь вероятностных болей. Такова природа фобий, боязнь острых и режущих предметов.
- при большом приоритете положительных эмоций любая информация начинает вызывать беспричинную эйфорию, неспособность отслеживать своего адекватного состояния;
- при приоритете отрицательных эмоций любая информация вызывает беспричинный страх, который перерастает в панику.
- при большом преобладании наслаждения человек лишается здравомыслия и не может остановиться в еде (до появления острых болей), любви к булочкам и прочим зависимостям. Даже трудоголики доводят себя до изнемождения и эмоционального выгорания;
- при наличии большого приоритета чувства вины, человек ощущает себя виновным во всем и может довести себя до самоубийства.
. Устойчивые образования измененных состояний памяти формируют и активность с искаженными способами переработки информации.
Резюме. Есть древняя русская поговорка «Воспитывать необходимо ребенка, когда он лежит поперек лавки». С самого рождения с ребенком нужно не «сюсюкать», «не смешить и развлекать», а с ним необходимо РАЗГОВАРИВАТЬ. Он не знает Ваших слов, плохо ориентируется в пространстве, предметы видит пока размытыми, но он великолепно умеет различать «удовольствие и боль», «отрицательные и положительные эмоции», «наслаждение и чувство вины». Разговаривайте с ним, проявляя эти чувства и через «хочу – могу –надо», воспитывайте в нем привычку формировать свою память в этом противоречивом море информационных множеств на уровне ЦЕЛОГО.
Б) Формирование типов памяти в гражданском сознании.
Три вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют в рамках ЦЕЛОГО разные типы памяти. В рамках типологии памяти (АВС, АСВ, ВАС, ВСА, САВ, СВА) формируется норма индивидуальной памяти. Полное представление о формировании индивидуальной памяти можно создать с помощью моделирования по этапам принятия решения. Абсолютное большинство индивидуальностей имеют смешанные типы памяти. Наглядно это можно увидеть по графику акцентуаций программы Камертон 2 представленным на Рис. 3.
Согласно теории познания первый акт познания, акт мышления начинается с выделения типичного во внешнем информационном пространстве. Исследование этого пространство есть волевой акт проецирования функциональных возможностей памяти во внешнее хаотичное информационное поле.
Закон проецирования. «Человек выделяет в информационном пространстве содержание и типовой способ организации своей памяти»
Такой способ информационного обеспечения своей жизнедеятельности позволяет сохранить типологические и индивидуальные характеристики мышления и памяти. Поэтому ребенок, каждый человек имеет право на уважение к своей индивидуальности в организации обучения и воспитания с учетом своей индивидуальных способностей, как условия поддержания психологического и физического здоровья. Это право должно закрепляться в Конституции стран и законодательстве, формирующими гражданское сознание. Это один из способов способ поддержания устойчивого развития гражданского общества.
Формирование памяти в процессе усвоения информации, ее переработки и хранения осуществляется по законам теории истины:
- первое множество взаимодействия (А или В или С) определяет основное информационное пространство памяти, которое и чаще используется в мышлении;
- второе подмножество взаимодействия формирует через (А или В или С) способы переработки информации при воспроизводстве и усвоении.
- третье подмножество (А или В или С) определяет способы хранения информации, ее архивирование
Мы не будем рассматривать способы нарушения памяти из-за различных форм физического травмирования. Коснемся только причин, которые можно устранить в процессе воспитания и обучения.
В). Типы памяти и управление ими в гражданском сознании
(Типы личности и памяти, способы коррекции в условиях различной деятельности смотреть статью на сайте : http://kamerton2.com/)
АВС – память импульсивного энергетика.
Приоритет в использовании информационного пространства А - знаний, знаков, конкретных и простых форматов общения, предполагает преобладание ощущений, телесных контактов с объектами.
Поэтому эти люди импульсивные и быстрые в движениях, словах потому что чаще всего используют простые и эффективные сценарии общения. Обладают хорошей реакцией на оценку в изменениях ситуаций и смене информации. Память ориентирована на запоминание конкретной, простой наглядной информации. Эти люди обладают энциклопедическим умом. Чаще всего они сначала делают, а потом думают. Но если их память правильно сформировали, то пока другие будут думать, они уже все правильно сделают.
Особенности организации типовой памяти АВС.
А – Знаковый характер памяти ориентирует ум человека на формирование информационного пространства, в котором можно выделить наглядный и конкретный факт, знак, короткое действие, этапы движения. Поэтому у этих людей формируется обостренная пороговая чувствительность органов чувств. Их ощущения фиксируют мелочи, а потому они и быстрее фиксируют изменяющиеся различия в информации, полученные опытным путем – зрительное восприятие, слуховое восприятие (у этих людей почти всегда абсолютный слух), осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения. Память формируется через ощущения удовольствия и боли.
Воспроизводство функционирования чувств является для них потребностным состоянием. Потому они не смотрят (нюхают и т. д.), а «ощупывают» с помощью зрения, тактильных и слуховых ощущений информационное пространство. При достаточном развитии пороговых состояний ощущений такое ориентирование им доставляет удовольствие. В этом случае они активные, напористые, доброжелательные и заботливые. Тонко чувствуют все нюансы изменения состояния своего информационного пространства.
Но каждое чувство имеет свои пороговые состояния, за которыми может быть наступить отсутствие ориентации в информационном пространстве. По описаниям в литературе эта память соответствует зрительной, двигательной или механической.
Методика развития знаковой памяти. Все чувственные ощущения должны развиваться. Знаковая память развивается в зависимости от частоты использования и умения управления своими чувствами при повышенной скорости смены информации.
Хаотичность восприятия, неорганизованность в ориентировании в пространстве может порождать дезориентацию (боязнь потеряться, боязни движущего транспорта и т. д. или боязни замкнутых пространств). Уже умалолетних детей необходимо обучать упорядоченности в организации зрительных ощущений: всегда слева направо и сверху вниз. Обучение этой методике позволит в значительной степени профилактировать гибель детей в дорожной обстановке.
Факторы, ухудшающие функционирование знаковой памяти.
При поражении психоактивными веществами (медикаментозное лечение), алкоголем, табаком и другими факторами, а также перенесение длительных страданий ослабляют волю и уменьшает чувствительность порогов восприятия ощущений. В результате спектр работы ощущений сужается. Все о чувства как бы «замораживаются» на каком-то одном уровне активности, а объем моделированного информационного пространства резко уменьшается. Такой «эффект стирающего ластика» приводит к безволию, неряшливости и потере желаний ориентации в информационном пространстве социума.
В – организация переработки информации для усвоения и воспроизводства осуществляется подмножеством В ассоциативной памяти. Все знаки, слова, факты приобретают свою означенность в переработке. Поэтому, благодаря положительным и отрицательным эмоциям, все слова, знаки, факты получают эмоциональную окраску. Отсюда и причина быстрого отреагирования на реплики, суждения (по типу «теннисного шарика»), а также безболезненного переключения с положительных на отрицательные эмоции. В ситуациях внешнего эмоционального давления они всегда отреагируют значительным усилением эмоций.
Коррекция переработки информации. Чрезмерную подвижность импульсивность в словах и поступках можно уменьшить увеличением количества значений у знаков, слов, ситуаций и конкретных поступков. Сценарии усвоения и воспроизводства информации увеличат объем подмножества. Импульсивность мыслей и поступком уменьшается. Устойчивость такого отношения формируется за счет появления временной возможности переработки информации для хранения в памяти.
С – организация хранения информации осуществляется подмножеством С смысловой памятью в результате взаимодействия с подмножеством В на основе волевой оценки через «чувства вины» и «наслаждения». Поскольку сама оценка происходит по истечении какого-то времени, то многие значения не попадают в систему организации хранения памяти. Таким образом, эти импульсивные люди испытывают и проблемы в систематизации своего мышления и поведения, усвоения навыков и интуитивной ответственности за слова и поступки. Поскольку они часто ошибаются, то становятся зависимы от других, более спокойных и организованных.
Коррекция хранения информации. Ослабление систематизации информации через навыки, нормы, правила и традиции становится причиной истероидного поведения. Каждая ошибка вызывает переживание чувства вины, отказ от активного поведения, стремление уйти от активного образа жизни. Но долго так жить они не выдерживают. Поэтому появляется обреченность на скоротечные эмоциональные конфликты. Все способы коррекции должны осуществляться вживую, либо в режиме игры. Против любого морализирования и критики они активно протестуют.
АВС в условиях полного усвоения информации гражданского сознания
Это самая решительная и отважная часть населения в поддержании устоев гражданского общества. Они мобильны на подъем, быстры в принятии решений, бескомпромиссны даже в мелочах. При высокой интенсивности условий работы они незаменимы. Но таковыми они будут при постоянном контроле за результатами работы.
АВС при не усвоении информации гражданского сознания.
Это самая конфликтная, часть населения. Образ жизни уличного и словесного «рукопашника» для них потребностное состояние. Они легко поддаются на различные провокации, скандалят и с удовольствием участвуют в различных хулиганских событиях. На 70% тюрьмы и лагеря заполнили эти типами личности, за совершение хулиганских правонарушений, импульсивные кражи, порчу имущества.
АСВ – организация памяти энергичного технолога.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать