Из истории философии известно, что переход к диалектическому и научно-логическому мышлению может совершаться различным образом. Он может прокладывать себе путь стихийно, благодаря знакомству с практическими технологиями и с открытиями в области физики и естествознания. Как правило, это длительный и трудный процесс. Второй путь - это знакомство с греческой философией (Гераклит, Платон, Аристотель и т. д.). Третий путь - это знакомство с классической немецкой философией от Канта до Гегеля. Ограничимся пока этими тремя философскими направлениями.
В данной записи рассмотрим принцип и метод самодвижения. У Гегеля в «Лекциях по истории философии» в разделе о Платоне находим весьма интересные мысли о самодвижении: «То, что движется само собой, бессмертно и непреходяще, а то, что получает свое движение от другого, преходяще. То, что движется само собой, есть первоначало, ибо оно ведь имеет свое происхождение и начало в самом себе и не получает его от другого; и так же мало оно может перестать двигаться, ибо лишь то прекращается, что получило свое движение от другого».
Следующие мысли Гегеля о самодвижении можно найти в «Науке логики», где мыслитель рассуждает о предмете и методе научной логики. «Раскрытие того, - говорит Гегель, - что единственно только и может быть истинным методом философской науки, составляет предмет самой логики, ибо метод есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания».
В качестве содержания исследуем процесс самодвижения (самодвижение тел в природе). Далее необходимо найти и «осознать» форму для природного самодвижения. В «Науке логики» находим, что «корнем всякого движения и жизненности» является противоречие. И еще. Противоречие «есть отрицательное в своем существенном определении, принцип всякого самодвижения, состоящего не более как в изображении противоречия».
Итак, обнаруживается, что в научной логике самодвижение находит свое изображение в противоречии, то есть в противоположных определениях. И это противоречие и является формой изображения самого самодвижения. В физике и технологии исследуемое противоречивое отношение выражено как ПОЛЯРНОСТЬ. Полярность есть определение такого различия, в котором различаемые полюсы неразрывно связаны друг с другом.
Далее переходим к технологии самодвижения. В научной логике движения к притяжению добавляется отталкивание. Движение рассматривается как единство отталкивания и притяжения. Самодвижение же формируется в отталкивании, которое раздваивается на толчок и на «порцию» (квант) инерционного отталкивания. В абстрактно-логическом виде этот процесс выражен единством точечности (отрицательности) и непрерывности (времени и пространства). В научной логике движения момент точечности (внутреннего толчка) необходим, а вокруг этого вращается понятие всей философии.
Краткое резюме. Самодвижение реализуется в полярности (противоречии) через толчок и отталкивание (причину и следствие) и через притяжение (обратную связь) вновь возвращается к толчку, совершая, таким образом, полный «круговорот» движения. Сам же принцип самодвижения состоит в том, что в полярности (противоречии) одна сторона порождает свою противоположную сторону, превращается в свою противоположность, одна сторона есть функция другой. Вся природа «кишит» подобными примерами. Принцип самодвижения в природе изучается в философии природы и естествознания.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать