В Гегелевской истории философии обращает на себя внимание положение, в котором изложена констатация того факта, что диалектика изначально занимается именно движением. Это объясняется тем, что сама диалектика есть это движение, или, говоря иначе, само движение есть диалектика всего сущего. По версии Гегеля: «Вещь, как движущаяся, имеет свою диалектику в самой себе, и движение есть становление для себя другим, процесс снятия себя». Эта версия требует пояснения.
В диалектике движение понимается как единство противоположностей, как единство изменения (перемещения) и его отрицания (покоя). «Гармония, - говорит Гегель в разделе о Гераклите, - именно и есть абсолютное становление, а не одно лишь изменение». Гармония движения дисгармонирует, то есть состоит из противоположностей. Все есть становление. Таким образом, диалектика движения выражается противоречием, где становление является причиной (началом), а перемещение является следствием (результатом).
Необходимо отметить, что понятие самого процесса движения путем противоречия все еще остается для науки труднейшей задачей. Научному познанию такого процесса мешает конфликт между двумя культурами (естественнонаучной и гуманитарной), в результате которого произошел разрыв (отсутствует связь) между физикой естествознания и философией.
В физике важнейшее значение имеет закон превращения энергии/движения, а в диалектике в качестве основного закона фигурирует закон отрицания отрицания, в основе которого лежит принцип отрицания (принцип отрицательности). Казалось бы, какая здесь связь? Тем не менее она существует. Попробуем эту связь найти и исследовать. «Определение, ограничение есть отрицание» (Спиноза). Это положение в диалектике имеет бесконечную важность. Необходимым выводом из данного положения является то, что отрицание связано с границей (пределом).
Теперь обратим внимание на процесс превращения противоположностей (нечто и иного, поля и леса и т. д.) на границе. Всякое нечто (поле и т. д.) имеет границу. Граница есть простое отрицание или первое отрицание (нечто, поля и т. д.). Другое же (противоположное, иное, лес и т. д.) есть вместе с тем отрицание отрицания, второе отрицание отрицает первое отрицание. Получаем важный вывод, что граница - это опосредствование, через которое нечто и иное одновременно и есть и не есть (есть в данном месте, и одновременно не есть в нем).
Далее обращаем внимание на процесс превращения в самом движении (в категориях движения). В диалектике за основу берется свободное, орбитальное движение тела. Орбита, разложенная во времени, представляет из себя волну (импульс), то есть имеет изначально квантовый характер. Для наглядного представления о движении Гегель предлагает его сравнивать со светом.
Переход как важная часть движения
Свет в своем прямолинейном движении встречает зеркальную поверхность и отбрасывается ею назад (вспомним, что движение это взаимодействие тел). Отбрасывание света происходит на границе, в точке преломления луча. Получаем следующие важные выводы: во-первых, граница есть переход движения в противоположное направление, во-вторых, граница движения выражается точечностью (граница есть переход, граница есть точка).
Продолжим исследование. Процессом общего превращения на границе является становление. Моментами становления являются исчезновение и возникновение. Исчезновение характеризуется прекращением, отрицанием действия одной из противоположностей. По версии Гегеля «переход есть то же, что становление», а единство или неразделенность противоположностей дают переход (становление).
Добавление. Отмечено Гегелем в Логике: «Это замечание о необходимости двойного перехода очень важно для всего научного метода». В другом месте. Критика Зенона Гегелем в разделе о Гераклите: «Здесь у нас - абсолютный переход в противоположное, до которого Зенон не дошел».
О роли «неподвижного» состояния
Первые выводы. Движение есть единство перехода и перемещения (изменения). Переход и изменение - противоположные полюса. В формальной (элементарной) логике, которой пользуется ньютонова физика, перехода нет (это существенно сказывается на точности измерения). Переход есть точечность, «неподвижность», где прекращается всякая скорость. «Неподвижное» состояние является причиной движения (перемещения). Движение есть единство точечности и непрерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать