Как возродить связь между двумя культурами?Два взгляда на основы движенияЕсли раньше речь шла о конфликте между двумя культурами (естественнонаучной и гуманитарной), в результате которого произошел разрыв (отсутствует связь) между физикой естествознания и философией (диалектикой), то в данной записи поговорим о путях налаживания связей между этими науками. Обратимся к предмету спора наук, в котором отражены два противоположных взгляда на основы движения.
Физика естествознания считает, что физический фундамент небесной механики - закон всемирного тяготения (закон одного момента), который и является базовым в ньютоновой физике. Диалектика же считает, что основу небесной механики составляет абсолютное свободное движение, которое состоит во взаимодействии полярной противоположности притяжения и отталкивания. Здесь мы видим, что в философской версии к «закону тяготения» добавляется и «закон отталкивания». Почему?
Во-первых, притяжение так соотносится с отталкиванием, что имеет его своей предпосылкой. Отталкивание доставляет материю для притяжения. Если бы не было отталкивания, то нечего было бы притягивать. Во-вторых, по версии независимого источника (теории колебаний) орбитальное движение - это периодические волновые процессы, которые характеризуются как отталкиванием, так и притяжением.
Полярность противоположностей в диалектике выражается противоречием, которое исследуется в учении о сущности. Противоречие - это фундаментальный принцип сущности. В сущности все относительно. Одна противоположность полярности без другой лишена смысла. Противоположности «работают» в паре друг с другом. Возьмем для примера функционирование такой «связки», как отец и сын, которая имеет смысл только в обоюдном взаимодействии. При утрате же мужчиной статуса отца утрачивается и статус сына.
В чем же «фишка» противоречия в понятии движения? А все дело в том, что для объяснения связи двух противоположных моментов движения в диалектике вводится понятие перехода, то есть превращения одной противоположности в другую в рамках их полярности (противоречия). В старой логике такой переход отсутствовал. «Обычное представление, - поясняет диалектическое учение, - схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а это самое важное». «Если же нечто существующее, - поясняет далее диалектика, - не в состоянии в своем положительном определении вместе с тем перейти в свое отрицательное и удержать одно в другом, если оно неспособно иметь в самом себе противоречие, то это нечто не есть живое единство, не есть основание, но в противоречии идет к гибели».
В практической технологии переход представляет собой толчок, который переходит затем в процесс отталкивания. Сам толчок выражен в диалектике точечностью движения, которая является средством разрешения противоречия, а энергия толчка (результат освобождения энергии в фазе тяготения) является мерой движения и источником квантования. «Лишь поднятые на вершину противоречия, - учит диалектика, - разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одно к другому, - приобретают ту отрицательность (точечность), которая является внутренней пульсацией самодвижения и жизненности». Таким образом, можно с большой долей уверенности сказать, что диалектика этими научными положениями «открывает дверь» в логику квантовой физики.