Комментарий теории:#127 Ронвилс » 13 июн 2018, 20:58
Постараюсь разъяснить «темный» вопрос о статусе абстрактных объектов с точки зрения логики.
Подобно математике, логика непосредственно изучает не эмпирические, а абстрактные объекты. В связи с этим возникает два вопроса: какова «природа» или онтологический статус абстрактных объектов? О каких именно абстрактных объектах идет речь?
По первому вопросу еще в средние века сформировались три основные точки зрения: номинализм, концептуализм и реализм. Согласно номинализму (от лат. nomen – имя, название), никаких абстрактных объектов (универсалий, общих понятий) нет, а есть лишь имена, обозначающие сходные между собой эмпирические объекты. Согласно концептуализму (от лат. conceptus - мысль, понятие, представление), под абстрактными объектами нужно понимать лишь “образы многих вещей”, существующие в сознании конкретного человека. Наконец, согласно реализму, абстрактные объекты суть особые умопостигаемые объекты, существующие вне времени и пространства, но вместе с тем определенным образом характеризующие эмпирические (пространственно-временные) объекты.
Ни номинализм, ни концептуализм не являются удовлетворительными концепциями с современной точки зрения. Несостоятельность этих концепций подтверждается всем опытом развития теоретических наук, в первую очередь математики. Обе эти концепции “не работают” применительно уже к таким простейшим абстрактным объектам, как натуральные числа. Например, в рамках номинализма число девять приходится отождествлять либо с конкретным именем (арабской цифрой “9”, латинской цифрой “ІХ”, русским словом “девять” и т. п.), либо с той или иной конкретной совокупностью эмпирических объектов (девятью яблоками, девятью домами и т. д.), что не соответствует математическому пониманию числа девять. Столь же несостоятельно отождествлять, следуя концептуализму, число девять с психологическими образами (представлениями) этого числа, возникающими в сознании конкретного человека: психологических образов, как и самих людей, неограниченно много, в то время как математическое число девять единственно.
Концепция реализма в отличие от номинализма и концептуализма на протяжении всего периода становления логики как науки являлась плодотворной основой для разработки логических учений, ставших впоследствии классическими. В ХХ в. концепция реализма
трансформировалась в концепцию логического реализма, суть которой в следующем: 1) идеи (эйдосы, универсалии, общие понятия и т. п.) суть объекты, ибо они представляют собой нечто целостное, на что можно указывать с помощью различных символов; 2) идеи суть абстрактные (лишь умопостигаемые) объекты, являющиеся непосредственным содержанием человеческого мышления и принципиально отличные от эмпирических объектов.
С точки зрения классического материализма «абстрактные» объекты – наши умственные построения, информационные по своей природе. Конечно, они объективны (иначе бы не отражали достаточно адекватно явления физической реальности). Но что стоит за этой объективностью? Классический материализм свяжет эту объективность только с материей. Назовите эту связь как хотите: «тенью» материи, ее специфическими свойствами и т. д. Но не смейте превращать в нечто самостоятельное. Как только начнете превращать – вас обвинят в крайнем идеализме и не будут даже разговаривать. Дескать, к науке это не имеет ни малейшего отношения!
Но сейчас другое время (я надеюсь). Даже самая идеалистическая позиция имеет право на существование. Лишь бы она давала хоть какие-то практические результаты в естествознании. И, поверьте, именно ради этого я и затеял это сугубо идеалистическое исследование. Ради более адекватного объяснения реальных явлений и эмпирических данных научных экспериментов, которые лишь с очень большой натяжкой находят объяснение с помощью традиционных материалистических позиций. Мои наработки позволяют не только непротиворечиво объяснить основные явления физического мира, но и показать пути для очень плодотворных разработок чисто практического плана. Нужно только попытаться разобраться и не отметать данную попытку сходу.