О философии написано многое и всякое разное. Споры о ней, ее значимости и ценности на сайтах и форумах не прекращаются. О ней пишут и с уважением, как об особой науке, и с пренебрежением, как о сомнительном знании. Есть и утверждения, что философия умирает и она для простого человека ничего не даёт.
Чтобы разобраться с этими противоречивыми мнениями по существу, а не формально, рассмотрим вначале, какие определения философии даются в интернете.
Так, на известном сайте Википедия предлагается следующее определе-ние для понятия философия:
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека ... [1].
Из всей массы других ссылок, которые обычно выдаются в большом коли-честве, наше внимание привлёк сайт [2]. Там приведены 28 определений термина философия.
Обнаружился ещё один интересный сайт [3], где приведены интересные и разнообразные материалы о философии, распределённые по нескольким разделам. В частности, там есть определения философии, принадлежа-щие некоторым известным философам, начиная с античности (Платон) и до ХХ века (Бердяев, Гуссерль) в количестве 12 определений.
Есть и сайты, содержащие списки многочисленных учебников по филосо-фии, где, наверняка, есть свои определения для философии. По понятным причинам мы их все не будем рассматривать, но, на некоторых, всё же, остановимся. Это учебники [4, 5, 6, 7].
Так, например, в [4] философия определена как теоретически осмысленное мировоззрение [4, с. 30]. Причём, отмечено, что понятие мировоззрения шире понятия философии [4, с. 24].
В [5] понятие философия определено как мировоззрение, приведённое в определенную систему и обращённое к «вечным» жизнесмысловым вопросам человеческого бытия, фундаментом для которого являются позиции разума, интеллекта, разумные аргументы, логическая мотивация и доказательность.
У авторов учебника [6] позиция иная. «Вопрос о том, что такое философия, относится к разряду "вечных" в общечеловеческой культуре. Споры о философии, ее значимости и ценности не утихают. О ней говорят либо с почтением, как об особой науке, либо с пренебрежением, как о ложном мышлении, и философы представляются либо как мудрецы, либо как умничающие глупцы. Некоторые считают, что философией может занима-ться каждый» [6. Введение, с. 7].
В учебнике [7, с.11] предлагается рассматривать философию как «первую рациональную отрасль в истории духовной культуры». …
Что же такое рациональность? Авторы отвечают. «Ее можно выразить формулой
Р = П + Л + Д,
где Р — рациональность, П — понятийность, Л — логичность, Д — дискурсивность».
П – «Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим правилам».
Л – «… логичность, т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики, возникшей, кстати сказать, в недрах философии и являвшейся на протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии одним из важнейших ее разделов».
Д – «… дискурсивность. … характеризует способность обосновывать выд-вигаемые суждения».
Далее, автор указывает: «Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления» [7, с. 13].
А, исходя из вышеизложенного, автор учебника предлагает следующее определение понятия философия:
«Философия — это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаменталь-ные вопросы человеческого существования, перечисленные выше».
Существует статья [8], в которой автор рассматривает философию с более радикальных позиций.
«Около 30 лет назад я пришёл к выводу, что такой научной дисциплины как философия не существует.
Существует университетская дисциплина под названием “История фило-софии”, в рамках которой излагаются существовавшие философские мнения, позиции и взгляды наиболее ярких и популярных в своё время отдельных философов, школ и направлений. Эта дисциплина подобна такому филологическому курсу как "История английской литературы XVII-XIX веков". Философии же в университетах не учат.
Отдельно от этого вида деятельности существует философская практика – то есть литературная деятельность по продуцированию философских текстов, которые не подвергаются научной верификации ввиду невозможности таковой».
Далее автор сообщает, почему невозможна верификация: «Потому, что философия за 2500 лет своего существования так и не смогла выработать соответствующих критериев верификации. … Да, философия не является наукой, так как, в отличие от науки, не имеет относительно стабильного ядра общепризнанно познанных философских регулярностей и общепри-нятых принципов обоснования и опровержения (то есть верификации) философских суждений. (Регулярности в философии – объективные закономерности реальности)».
И, наконец, мне попался сайт, в котором было высказано следующее, обобщающее мнение, подходящее к выявленной картине.
«Существует огромное количество определений философии, данных в различные времена умнейшими и известнейшими представителями человечества. Но среди них нет ни одного общепринятого или, хотя бы, характеризующего ее сколь бы то ни было полно. Одним из наиболее распространенных мнений в современной научной среде является тезис о том, что философия вообще не может быть определена вполне точно, поскольку для этого потребовалось бы ее всестороннее исследование при помощи определенных методов и практик, что само по себе является философским процессом» [9].
Иначе говоря, автор источника считает, что определения философии в готовом виде не существует и его надо создать, выполнив большую и сложную научную работу.
Но особое место, на наш взгляд, занимают, среди всех рассмотренных определений, высказывания Бертрана Рассела о философии в его известных работах.
1) «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежу-точным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия» [10. Предисловие, с. 19].
2) «Каков мир в самых общих чертах» – вопрос, которым никакая наука, кроме философии, не занималась, не занимается и не будет заниматься» [Б. Рассел. ?. – первоисточник не найден, хотя на многих философских сайтах эти слова цитируются].
3) «Что делают философы, когда они работают? Это действительно странный вопрос, и мы могли бы попытаться ответить на него, выяснив сначала, чего они не делают. В мире вокруг нас существует много вещей, которые хорошо понятны. … Все эти элементы конкретного знания принадлежат к той или иной науке.
Но, все эти области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным. Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид изучения, и это помимо всего прочего, есть философия.» [11. Пролог, с. 28].
4) «В то же время мы должны отличать философию от других видов умозрения. Философия сама по себе не намерена ни решать наши проблемы, ни спасать наши души. Она, как рассматривают это греки, – разновидность предприятия по изучению достопримечательностей, пред-принятого ради самого себя» [11. Пролог, с. 29].
5) «Единственный способ выяснить, что такое философия, – заняться философией. Показать, как люди делали это в прошлом, – основная цель данной книги» [11. Пролог, с. 29].
Таким образом, рассмотрев 11 источников, профессионально специализирующихся на философии, мы получили почти 50 разных и явно субъективных определений, что такое философия. На самом деле этих определений гораздо больше. Просто мы ограничились разумным минимумом.
Открывшаяся картина с этим понятием вызывает сильное недоумение. Ведь, какое из них правильное, а какое неправильное, установить невозможно. Каким же определением следует пользоваться? В чём причина такой ситуации?
Причина появления многочисленных определений понятия.
Ответ на последний вопрос есть в [12]. Там, наряду с другими философскими проблемами, рассмотрена и причина появления многочисленных, субъективных определений для одного понятия. А причина этого кроется в самом родовидовом способе.
Напомним его формулировку:
«вид (определяемое понятие)» есть «род (определяющее понятие) и видовое отличие» [13, с.35].
Как видно, этот способ никак не регламентирует выбор рода определяемого понятия. А отсюда и возникает произвольность и субъективность определений, даваемых разными людьми.
Кроме того, есть ещё один недостаток родовидового способа определения понятий. А, именно: признаки рода и видовых отличий, используемые в способе, могут быть несущественными признаками определяемого понятия. Ведь, необходимость их существенности никак не оговорена.
Эти недостатки родовидового способа, как было показано в [12], свойственны ему с рождения, с античных времён.
Тогда, в период 335–322 г.г. до н.э., Аристотель, в главах «Топики» и «Категории» своего известного труда Органон, заложил основные представления о родовидовых отношениях в логике. Это были, так называемые, предикабилии.
Но, несмотря на то, что там же, в числе основных представлений логики того времени, были упомянуты существенные и несущественные признаки, они оказались тогда невостребованными для определения понятий. Но, с тех пор такая ситуация не изменилась. Так что существенность признаков «род» и «видовые отличия» по-прежнему , даже сегодня, никого не интересует.
Надо сказать, что в [12] предлагаются меры для устранения недостатков родовидового способа определения понятий. Там они изложены полно, а здесь мы изложим их кратко, И они состоят в следующем.
Во-первых, наряду с условными понятиями «род и вид», вводится более общее условное понятие «племя», частными случаями которого должны являться определяемое понятие «вид» и определяющее понятие «род». Понятие «племя» – это, своего рода, осмысленная точка зрения автора определения на понятие «вид» и понятие «род». В осмысленном и сформулированном виде оно ограничивает произвол последующего выбора понятия «род».
Во-вторых, понятия «род и видовые отличия» должны являться существенными признаками понятия «вид». Причём, признак «род» должен являться безотносительно существенным, а признак «видовые отличия» – относительно существенным. Эти признаки надо выявить специальным предварительным исследованием.
В соответствии с изложенными выше положениями мы будем искать ответ на вопрос, что такое философия.
Определение понятия философия.
Можно полагать, что в задуманном деле нам могут помочь обширные материалы рассмотренных нами определений понятия для философии. Ведь, они содержат множество независимых точек зрения на это понятие, высказанных большим числом весьма квалифицированных специалистов по философии.
Поэтому можно надеяться на то, что в этих материалах могут найтись определения, которые натолкнут нас на фрагменты верного определения, а затем и на его синтез из найденных фрагментов.
Однако, для логически обоснованного поиска таких фрагментов и последующего их синтеза в одно целое, необходимо иметь, своего рода, «план строения» будущего определения искомого понятия.
Поэтому примем в качестве универсального «плана строения», годного для формирования определения понятия любой системы знаний, известный «план строения» определения понятия любой науки – это предмет, метод и её отличительные признаки.
Переходя к формированию искомого определения, изучим ещё раз упомянутые выше определения философии.
В этих материалах на себя обращает внимание следующая цитата, которая, на наш взгляд, правильно отображает основной, весьма существен-ный признак философии.
«Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека ...» [14].
Это определение мы склонны интерпретировать таким фрагментом будущего определения:
Фрагмент 1. Философия – это особая форма исследования и познания (это основной признак) всего сущего (это объект исследования) в окружающем нас мире …
Далее наше внимание привлекло мнение о философии, высказанное Бертраном Расселом:
«… В мире вокруг нас существует много вещей, которые хорошо понятны. … Все эти элементы конкретного знания принадлежат к той или иной науке.
Но, все эти области знания граничат в окружающем нас простран-стве с неизвестным. Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид изучения, и это помимо всего прочего, есть философия.» [11, Пролог, с. 28].
Это мнение мы считаем возможным интерпретировать таким фрагментом будущего определения:
Фрагмент 2. Философия – это …, с помощью умозрения и умозаключений (это метод исследования) …
В ходе изучения материалов, мы заметили одно, довольно оригинальное рассуждение о том, что такое философия. Оно изложено в учебнике философии [7, с.11]:
«…предлагается рассматривать философию как «первую рациональную отрасль в истории духовной культуры». … Рациональность – это «понятий-ность, … логичность, … дискурсивность» (Примечание. Дискурс – это пошаговое мышление, выраженное в понятиях и суждениях [15]).
Это определение мы интерпретируем таким фрагментом будущего определения:
Фрагмент 3. Философия – это …, осуществлённое в рациональной, понятийной, логичной, дискурсивной форме (это отличия от всего прочего).
Анализируя повторно все определения философии из [2], мы установили, что в них не упоминается один, важный метод аргументации, принятый в философии. Это диалектика.
Диалектика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания (Примечание. Последнее предложение к нам не относится) [16].
Это соображение мы интерпретируем таким фрагментом будущего определения:
Фрагмент 4. Философия – это …, осуществлённое в … диалектичной форме (это отличия от всего прочего).
Суммируя и редактируя эти фрагменты, мы получили следующее определение для понятия философия:
Философия, рассматриваемая как некая система знаний (точка зрения автора) – это особая форма исследования и познания (основной признак) всего сущего (предмет исследования) в окружающем нас мире с помощью умозрения и умозаключений (метод исследования), осуществлённая в рациональной, понятийной, логичной и диалектичной форме (отличия от всего возможного прочего).
Легко убедиться, что построенное определение основано на трёх существенных признаках понятия философия – объекте исследования, методе исследования и отличительных признаках понятия философии.
Отсутствие любого из этих трёх признаков превращает исходное понятие философия в некое иное понятие.
Выводы.
1. Построенное определение понятия для философии претендует на громкое звание единственно верного определения. Это потому, что, в отличие от известных определений, оно использует только существенные признаки философии, как системы знаний.
2. Конструктивная критика этого определения возможна, если удастся доказать следующее:
а) что философия не система знаний, а что-то иное, и тогда возможны другие её определения;
б) что часть или все использованные признаки несущественны, но, тогда для них надо предложить адекватную замену;
в) что вся совокупность использованных существенных признаков философии или её часть неверна, но, тогда для них надо предложить адекватную замену;
г) что совокупность существенных признаков неполна и нуждается в конкретных дополнениях, которые тоже надо предложить.
Надо сказать, что мне пока не удалось осуществить конструктивную критику. А это мне не доставляет особой радости. Я опасаюсь, что права известная поговорка – недостатки и ошибки лучше видны со стороны.
ИСТОЧНИКИ
[list=]1. Википедия. Философия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F.
2. Национальная философская энциклопедия.
http://terme.ru/termin/filosofija.html.
3. Философия: начинаем изучение. http://filosofia.ru/76796/.
4. Введение в философию. Учеб. пособие для вузов/ Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/.
5. Пронина Е.Н. П 81 Философия : учебник / Е.Н. Пронина; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2011. — 612 с. http://storage.elib.mgup.ru/8/Pronina_uchebnik_11.pdf.
6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с. ISBN 5-86225-919-8.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php.
7. Горелов A.A. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.А. Горелов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с. ISBN 978-5-7695-7358-3.
8. Грицанов А.А. Что такое философия? Virtual Laboratory Wiki: Портал сообщества. http://ru.vlab.wikia.com/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC:Index.
9. Что такое философия. Сайт «Как просто!».
https://www.kakprosto.ru/kak-91370-chto-takoe-filosofiya.
10. Рассел Б. Р24 История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 992 с. ISBN 5-94087-006-6. ISBN 5-7615-0501-0. http://psylib.org.ua/books/rassb01/.
11. Рассел Б. Мудрость Запада/Пер. с англ. – М.: Республика, 1998. – 479 с. ISBN 5-250-02648-6.
http://history-library.com/index.php?id1=3&category=drugoe&author=rassel-b&book=1998).
12. Востриков Ю.Я. Краткие очерки неоаналитической философии для всех. М.: «Москва», 2018 – 116 с. илл. ISBN 978-5-6040290-6-0.
13. Виноградов С.Н. и Кузьмин А.Ф. Логика, учебник для ср. шк., - М.,:1954. http://www.pseudology.org/Psyhology/LogikaVinogradov1954.pdf.
14. Философия. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F.
15. Дискурс. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81.
16. Диалектика. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.[/list]~*~
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать