А многие могут сказать, что они знают, что такое знание.
Однако, они, скорее всего, ошибаются, полагаясь на свои интуитивные ощущения. Так как ситуация со словом знание гораздо сложнее.
Понятие ЗНАНИЕ в традиционной философии.
Напомним, что понятие ЗНАНИЕ – объект изучения гносеологии, одного из напра-влений философии. И этому понятию посвящена обширная научная литература, которая, даёт ему очень много определений. Все они, как это принято, даются. по родовидовому способу определения понятий.
Приведём лишь некоторую часть известных определений, достаточную для оценки ситуации с понятием знание.
1.«Знание в широком смысле есть определенные представления, сведения, инфор-мация о мире, реальности (объективной или субъективной). Это субъективный образ реальности» [1].
2.«Знание – это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений» [2].
3.«Знание – результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов» [3].
4.«Знание – это существенные результаты познания реальной действительности, являющиеся основой образования, производственной деятельности и закономерного развития человечества, отраженные в мышлении или на носителях информации и прошедшие критическую проверку квалифицированными экспертами» [4].
5.Знание – это «результат процесса познания, адекватное отражение действительности в сознании человека.». Глоссарий философских терминов проекта Distance [5].
6.Знание – это «результат познавательной деятельности и жизненного опыта человека, совокупность представлений, взглядов, концепций, теорий.». История и философия науки [5].
7.Знание – это «кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая инфор-мация любого рода. …»Философия науки: Словарь основных те рминов [5].
8.Знание – это «если мы хотим дать определение "знания", нам следует определить его как способ реагирования на окружающий мир», и не надо определять его «путем привлечения чего-то ("состояния разума"), наблюдаемого только обладателем знания». Философский словарь разума, материи, морали [5].
9.Знание – это «отражение в сознании человека свойств вещей, предметов явлений действительности, переработанные в категориях человеческого опыта.». Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стомато-логического факультетов [5].
10.Знание – это «результат процесса познания. Знание имеет сложную структуру: обыденное и научное; …». Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс) [5].
11.Знание – это «любая форма познания. Выделяют две основные формы знания …». Философский словарь [5].
12.Знание – это «результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознание человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий.». Философия науки и техники: словарь [5].
13.Знание – это «подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины.». «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь [5].
14.Знание – это «самое общее выражение для обозначения теоретической деяте-льности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастичны).». Толковый словарь по философии. [5].
Из представленной выборки определений видно, что каждый источник даёт своё определение понятию ЗНАНИЕ. И все они РАЗЛИЧНЫ и СУБЪЕКТИВНЫ.
Но, в этом состоит всем известная особенность самой ФИЛОСОФИИ, присущая ей на всём протяжении её длительной истории.
А для НАУКИ такая картина возможна лишь временно. До тех пор, пока научное сообщество не установит, хотя бы, на время, ИСТИНУ. И на её основе не сформулирует ОДНО определение соответствующего понятия.
В связи с этим возникает ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ вопрос: возможно ли преодолеть подобный разрыв между философией и наукой? Возможно ли в рамках философского знания создать ОДНО определение понятия, ОБЪЕКТИВНО отображающее СУЩЕСТВО определяемого слова, в отличие от множества существующих различных и субъективных определений?
На эти вопросы даёт положительный ответ неоаналитическая философия, которой посвящена книга [6]. Там приведён конкретный пример построения нового понятия ЗНАНИЕ, которое ОБЪЕКТИВНО отображает СУЩЕСТВО этого слова. Там же нами рассмотрены и другие, важные философские понятия, получившие в результате новую, объективно обоснованную трактовку.
Но, прежде, чем рассматривать этот пример, надо сначала разобраться, что же представляет собой РОДОВИДОВОЙ способ определения понятий. Причём, мы это сделаем не по учебникам, а по существу.
О недостатках родовидового способа определений понятий
Для начала, вспомним два определения из учебников логики, например, из такого популярного учебника, как [7].
Приведём сначала определение, что такое ПОНЯТИЕ. В указанном учебнике
его определяют такими словами:
(1) «Понятие – это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов» [7, c. 19],.
А теперь приведём текст принятого в логике РОДОВИДОВОГО способа определения понятий из того же учебника:
(2) «вид (определяемое понятие) есть род (определяющее понятие) и видовое отличие» [7, с.35].
Нетрудно увидеть, что этот способ (2) никак не ограничивает свободу выбора РОДА и ВИДОВЫХ ОТЛИЧИЙ для определяемого понятия. Так что каждый автор определения может сделать ЛЮБОЙ ВЫБОР – всё, что его душе угодно и что ей, душе, по вкусу. То есть, родовидовой способ позволяет при выборе рода действовать по анекдотическому принципу – «что вижу, то и пою».
Но, тогда получается, что РОД определяемого понятия выбирается чисто СУБЪЕКТИВНО. А это означает, что принадлежность определяемого понятия к выбранному роду является СУБЪЕКТИВНЫМ признаком.
Но субъективный признак никак не может быть ОБЪЕКТИВНЫМ и поэтому он не может быть СУЩЕСТВЕННЫМ.
Следовательно, все рассмотренные выше 14 определений, а также все определения в философии, построенные по родовидовому способу, НЕ МОГУТ БЫТЬ определениями понятий, согласно (1).
Что же собой представляют рассмотренные выше 14 определений, а также все определения в философии, построенные по родовидовому способу?
Ответ может быть только один: это не определения понятий, а обычные СУБЪЕКТИВНЫЕ МНЕНИЯ, построенные на СУБЪЕКТИВНЫХ и ВНЕШНИХ, а, подчас, произвольных признаках.
Но, если выявить и использовать СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки определяемого понятия, то полученный результат будет не субъективным мнением, а ОБЪЕКТИВНЫМ определением понятия, согласно (1).
Однако, выявить СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки непросто: это можно сделать только неким, ОСОБЫМ исследованием.
Об этом в учебниках логики и в интернете можно найти соответствующие рекомендации, но, они обычно носят общий, неконкретный и малопродуктивный характер. Например:
«Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение» [8].
Однако, наш накопленный практический опыт свидетельствует о том, что простые приёмы мало помогают делу. Чаще всего, выявление СУЩЕСТВЕННЫХ признаков приходится осуществлять, НЕТРИВИАЛЬНЫМИ исследованиями.
Но, выявленные СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки позволяют построить полноценные определения понятий. Их мы предлагаем называть СУЩНОСТНЫМИ поскольку они, построенные на существенных признаках, вскрывают неочевидную СУЩНОСТЬ определяемого понятия.
А теперь покажем, следуя [6], как можно построить СУЩНОСТНОЕ определение понятия ЗНАНИЕ, путём выявления и использования его СУЩЕСТВЕННЫХ признаков.
Понятие ЗНАНИЕ в неоаналитической философии.
Можно уверенно утверждать, что для любого объекта самыми существенными, признаками из всех, ему присущих, будут признаки его ВОЗНИКНОВЕНИЯ и ИСЧЕЗНОВЕНИЯ.
В связи с этим, мы обратимся к далёкому прошлому – ИСТОКАМ возникновения первичных ЗНАНИЙ, а затем проследим судьбу этих зародышей до современности.
По нашему мнению зародышем ЗНАНИЯ надо считать РЕФЛЕКСИВНОЕ поведение пра-человека на различные ЯВЛЕНИЯ внешнего и/или внутреннего мира. И надо сказать, что такое поведение свойственно любому живому организму. Оно представляет собой некую, АДЕКВАТНУЮ РЕАКЦИЮ на некий раздражитель – ЯВЛЕНИЕ, значимое для жизни организма.
По существу, рефлексивное поведение – это элементарный акт УЗНАВАНИЯ упомянутого, небезразличного ЯВЛЕНИЯ, вызывающего адекватную реакцию.
Это узнавание БЕССОЗНАТЕЛЬНО, как любой безусловный рефлекс, но, постепенно, при повторениях и совпадении с условными раздражителями может становиться УСЛОВНЫМ рефлексом.
Становясь для человека осознанным, УЗНАВАНИЕ фиксируется в памяти сначала для одного ЯВЛЕНИЯ, а затем, для многих различных ЯВЛЕНИЙ, выделяя и определяя их порознь. Это происходит. сначала в образной форме, а, затем, в виде мысли и мысленной речи.
Затем, такое, УЗНАВАНИЕ, становясь осознанным, постепенно перестаёт быть спонтанным чувственным актом и, накапливаясь, превращается в результате в первоначальное, РАЦИОНАЛЬНОЕ и элементарное ЗНАНИЕ.
Следовательно, существенными признаками ЗНАНИЯ надо считать, во-первых, восприятие и фиксация человеком в сознании СУЩЕСТВЕННЫХ явлений, а, во-вторых – АДЕКВАТНУЮ РЕАКЦИЮ на эти явления.
В дальнейшем, по мере развития человечества, это элементарное ЗНАНИЕ усложняется, приобретает важное значение и современные черты. Например, такие, как фиксация накопленных знаний на различных МАТЕРИАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЯХ, от камня, глины и папируса до жёсткого диска компьютера.
Но, вернёмся к существенным признакам ЗНАНИЯ. Что надо считать СУЩЕСТ-ВЕННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ и АДЕКВАТНЫМИ РЕАКЦИЯМИ человека на эти явления?
Ответ очевиден. Для человека наиболее существенным явлением окружающего мира является УГРОЗА ЕГО ЖИЗНИ. А самой правильной его реакцией, из многих возможных, является АДЕКВАТНЫЙ СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ.
После такой, предварительной подготовки, выявившей существо понятия ЗНАНИЕ, которое подлежит отражению в нашем определении, можно дать ему следующее определение:
«ЗНАНИЕ, являющееся главным способом защиты жизни человека – это мысле-рече-образы в его сознании, порождённые СУЩЕСТВЕННЫМИ для него ЯВЛЕНИЯМИ внешнего и/или его внутреннего мира, в виде разных УГРОЗ ЕГО ЖИЗНИ, а также мысле-рече-образы ответных АДЭКВАТНЫХ РЕАКЦИЙ на них, в виде разных СПОСОБОВ ВЫЖИВАНИЯ, хранящиеся в памяти человека в естественной форме или в форме понятий и представлений, которые могут храниться также на внешних информационных носителях».
Приведём его в упрощённой и облегчённой форме для лучшего восприятия, поско-льку представленное определение, хотя и точное, но трудноватое для понимания.
«ЗНАНИЕ, являющееся главным способом защиты жизни человека – это мысли в его сознании, порождённые СУЩЕСТВЕННЫМИ для него ЯВЛЕНИЯМИ внешнего и/или его внутреннего мира, а также мысли об ответных АДЭКВАТНЫХ РЕАКЦИЙ на них, хранящиеся в памяти человека в естественной форме или в форме понятий и представлений, которые могут храниться также на внешних информационных носителях».
Напомним, что для выявления существенных признаков понятия ЗНАНИЕ, вошед-ших в данное определение, нам пришлось обратиться к далёкому прошлому – к истокам зарождения ЗНАНИЙ в виде рефлексивного поведения человека на сущест-венные для него явления.
Но за прошедшее время жизнь человека сильно изменилась и человек стал неот-делим от человечества. Теперь слова «существенные явления окружающего мира» и «адэкватные реакции на них» из нашего определения приобрели ещё и иной смысл. Его легко узнать, если в интернет отправить запрос: ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.
Но, надо сказать, мировое телевидение много времени уделяет показу ярких сцен ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, забывая их так называть, и забывая при этом упоминать, что реальной защитой от них являются ЗНАНИЯ, идёт ли речь о природных, космических, политических, общественных или бытовых угрозах.
Итак, выше мы показали, что, находясь в рамках философского знания, можно построить определение понятия, объективно отображающее СУЩЕСТВО определяемого объекта. Для этого надо, всего лишь, уметь находить и использовать его существенные признаки.
Поэтому мы приглашаем всех философов нашего форума принять участие в кампании по сокращению количества определений важных понятий философии. Это можно сделать путём нахождения и использования их существенных признаков.
Замечание. Отрабатывая формулировку определения понятия ЗНАНИЕ, приведённую выше, я невольно часто вспоминал, прочитанное когда-то давно, высказывание Альберта Сент-Дьёрди, известного биохимика, имеющего массу научных трудов, лауреата Нобелевской премии 1937 года и других престижных научных премий. Вот это высказывание, прочно запавшее в мою память:
«Головной мозг человека - не орган мышления, а орган выживания, как клыки и когти. Он устроен так, чтобы принимать выгоду за истину».
Это высказывание было напечатано, как мне хорошо помнится, на внутренней стороне задней обложки одной из малоформатных научно-популярных брошюр, издававшихся в те времена Политехническим музеем.
Тогда это высказывание меня настолько поразило, что я его перечитывал много, много раз и очень долго хранил эту брошюру. А сейчас, в интернете, оно, непонятно почему, приводится с сокращением, без последнего предложения.
Вглядываясь в высказывание Альберта Сент-Дьёрди, можно заметить, что наше определение понятия ЗНАНИЕ, данное выше, в чём-то является его логическим продолжением.
ИСТОЧНИКИ
1. Исходные понятия гносеологии. http://allrefs.net/c1/3uzue/p30/
2. Википедия. Знание.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
3. Краткий словарь философских терминов. [url]nenuda.ru›краткий-словарь-философских-терминов.html[/url].
4. Орехов В.Д. Определение понятия знание. Сайт ЭВОЛЮЦИЯ МИРА: человек, знание, интеллект. http://world-evolution.ru/2016/opredelenie-ponyatiya-znanie/
5. Национальная философская энциклопедия (25 определений термина знание). http://terme.ru/termin/znanie.html.
6. Востриков Ю.Я. Краткие очерки неоаналитической философии для всех. М.: «Москва», 2018 – 116 с. илл. ISBN 978-5-6040290-6-0
7. Виноградов С.Н. и Кузьмин А.Ф. Логика, учебник для средней школы, - М.,:1954. http://www.pseudology.org/Psyhology/LogikaVinogradov1954.pdf
8. Studbooks.net. Существеные и несущественные признаки. https://studbooks.net/789096/filosofiya/suschestvennye_nesuschestvennye_priznaki.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать