Природу,окружающий нас мир мы воспринимаем с помощью наших органов чувств(причем,исключительно через них),как нечто,находящееся вне нас. Кроме известных пяти,другими органами чувств Природа нас не снабдила,посчитав,видимо,что этого количества и их качества в смысле остроты восприятия явлений окружающего мира достаточно для существования человека как одной из форм жизни.
Итак, мы можем с помощью дарованной нам Богом способности чувствовать "получать картинку" окружающего нас мира такой,какой "рисует ее нашему сознанию наша же собственная чувственность,подвергшаяся воздействию предметами окружающего нас мира.
Неудивительно,что сложившаяся в сознании "картина" обладает индивидуальностью,обусловленной субъективными особенностями чувственности каждого созерцателя,а каковы предметы окружающего мира на самом деле,какова "вещь в себе" нам знать не дано, потому что мы имеем дело только с явлениями,то есть ,какими предметы являются нашим чувствам.
Отсюда,наше созерцание не в состоянии дать нам достоверного знания о предмете.Примеры:больному желтухой мёд кажется горьким на вкус,дальтоник не различает цвета,а Солнце и Луна видятся имеющими одинаковый диаметр.Говорят при этом,что чувства обманывают.Но это не так:чувства присущим им субъективным способом "доставляют" информацию о явлении сознанию,а вот уже сознание выносит ошибочное суждение о предмете на основе таких данных.
Каков предмет на самом деле,нам знать не дано,так как мы имеем дело только с явлениями. Явления же,воэдействуя на наши органы чувств,есть то,что вовсе не находится в предмете самом по себе,а всегда встречается в отношении к воспринимающему субъекту и неотделимо от представления о нем.Розе самой по себе не присуща краснота,и вода сама по себе не является ни жидким,ни твердым,ни газообразным телом,
Почти все представления о явлениях окружающего мире разум формирует a posteriori,после опыта. Однако,и здесь имеются исключения,а именно:человек обладает двумя особенными субъективными формами чувственного созерцания,априорными по происхождению , и называются они пространство и время.
Пространство есть не что иное,как форма всех явлений внешних чувств,то есть субъективное условие чувственности,при котором единственно возможно существование явлений,потому что мы знаем,что явления находятся вне нас. А где это,вне нас ? Поэтому еще до опыта,до встречи с явлениями наша чувственная способность души создало априорное представление,содержащее в себе условие возможности существования явления для нашего восприятия и называем мы это представление пространством.Только с точки зрения человека мы можем говорить о пространстве.Пространство-это не объект восприятия;мы воспринимаем не пространство,а вещи в пространстве.
Второй априорной формой чувственного созерцания,предшествовавшей всякому опыту,является время. Время есть априорная форма внутреннего созерцания явлений,которая всегда имеет чувственный характер.Поэтому само по себе,вне субъекта,время не существует;оно не присуще вещам ни как объективное их свойство или определение,или качество.
Представление о времени имеется в нашей душе изначально.Откуда нам знать,что событие,конкретное наблюдаемое явление происходит одновременно ? Или неодновременно ?Что бы нам указало на это ?Вовне нас таких ориентиров нет.Что нам дает основания выносить подобные суждения о явлениях? Само время созерцать мы не можем,а суждение об одновременности или неодновременности внешних явлений мы выносим! Значит,в нашей душе уже имеется представление об одновременности и неодновременности,о времени.
Таким образом,воспринимаемые внешние явления накладываются на уже имеющееся внутри нас,в душе,априорное представление о времени.Таким способом созерцаемые в опыте вне нас явления мы помещаем в априори созданное нашей чувственностью пространство и этим самым получаем возможность найти ответ на вопрос "ГДЕ?"
Затем на созерцаемое вне нас и помещенное в "созданное" нами пространство мы накладываем a priori имеющееся внутри нашей чувственности представление о времени и получаем возможность ответить на вопрос "КОГДА?"
На самом деле мы познаем не вещи,а отношения,существующие между явлениями.А всякое отношение имеет степень,то есть интенсивную величину.То свойство величины,благодаря которому ни одна часть величины не есть наименьшая возможнаячасть называется нерперывностью.Если всякая реальность имеет степень,между которой и отрицанием реальности существует бесконечный ряд все меньших степеней.это наводит на мысль,что невозможен никакой опыт,который бы указывал на полное отсутствие реальности в явлении.Иными словами,из опыта нельзя извлечь доказательство существования пустого пространства и пустого времени.То есть,должно существовать бесчисленное множество разнообразных по степени величины тел,наполняющих без остатка пространство.Пустого пространства и пустого времени нет,в Природе отсутствует всякий пробел между любыми явлениями,потому что нет пустоты между вещами.
Мы пришли к выводу,что пространство есть единое целое.его можно мысленно делить до бесконечности,при этом любая его часть остается тем же пространством.Также и предметы,которые являются нам в пространстве,составляют единое всеобъемлющее целое без разрывов мироздание.Из мироздания нельзя "отрезать" кусочек и поместить его ВНЕ мироздания.
То,что мы полагаем пустотой,на самом деле все,без остатка заполнено материей настолько малых размеров,что она "ускользает" от взора наблюдателя вследствие несовершенства наших органов чувств и приборов,их усиляющих.
Вывод о том,что пустоты в Природе нет,и все в ней в данный момент времени существует одновременно и поэтому находится в полном взаимодействии друг с другом.Китайская мудрость гласит:в кипящем чайнике нет холодного места.
Сама по себе материя является косной,инертной и не способна самостоятельно без приложения силы извне ни начать движения,ни прекратить уже начатое.Тем не менее движения в мироздании в иэбытке.Но этот вопрос мы попытаемся осветить в поисках ответа в отдельной специально посвященной этому теме.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать