При всем том теории, если в них мало субъективизма, надуманных и фантазийных понятий, вносит свой вклад в познание мира. Теория Гегеля показала необходимость диалектического похода к процессам развития. Но законы диалектики определялись либо интуитивно, либо на основании представления о процессе воспроизводства. В наше время, зная качественные преобразования, можно корректнее представить их. В статье, к которой Вы отнеслись, как мне кажется поверхностно, показаны более обоснованные их соотношения. Что касается отрицания отрицания, то я о нем пишу в книге. Выдержку привожу здесь.
Если Вас интересует научный подход к развитию, новообразованию, то не мешало бы внимательнее прочитать статью, а лучше книгу.
Выдержка:
«Марксистская позиция сохраняет основной прие Гегеля: развитие как развертывание того, что содержится в себе. Акцент делается не просто на содержащееся, а на возникающее, но внутри той же системы. Отрицание – это форма высвобождения нового «из недр старого», когда «достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени» (Энгельс). Наглядный пример Гегеля – прорастание зерна. Первое отрицание – превращение зерна в росток. Развивающееся растение сохраняет все «положительное» зерна. Второе отрицание – в колосе созревают новые зерна, растение отмирает. Цикл развития приводит к исходному, но на новом количественном, полагается и качественном, уровне.
Схема Гегеля: идея – полагание - понятие, кажется убедительной в определении отрицания отрицания; но это в целом надуманная схема. К общим суждениям о развитии должен приводить естественнонаучный анализ известных актов качественных переходов.
Постараюсь выявить в этом процессе такое, что можно было бы охарактеризовать как отрицания. При этом, однако, воспользуюсь понятиями в стиле Гегеля. Каждый целостный объект, элемент суммативной системы, может быть представлен двояко. С одной стороны, он обладает собственным качеством данного объекта, как такового, и в том отличен от внешнего мира. Назовем эту обособленность, «самость», как его «положительность», то, что определяет его как данный целостный объект. С другой стороны, объект причастен природе, он состоит из элементов мира, его существование возможно благодаря постоянной взаимосвязи с внешней средой (абсолютно замкнутых систем не существует). В том сказывается его слабость, подчиненность внешнему, зависимость от мира, противостоящего собственному качеству, иначе говоря, его «отрицательность».
Перехода от суммативной системы к целостной можно разбить на два основных этапа. На первом, природный процесс роста объектов или попросту внешние влияния нарушают целостность элементов и переводят их в активированное состояние. Это означает доминирование отрицательности, неспособность самих объектов сохранить свою качественную особенность, признание превосходства окружающей природы. В системе возрастает количество действующих элементов, учащаются и усиливаются их столкновения. Этот этап неравновесности, метастабильности, предстает как отрицание равновесного нейтрального состояния элементов и системы. При этом, однако, элементы не разрушены, они сохраняют структурное наследие, а с тем и возможность восстановления или вовлечения в последующие интеграции.
Второй этап заключается в преодолении «отрицательности». Или, употребляя те же понятия, в отрицании отрицания. Природный процесс не остановить и систему не вернуть в прежнее равновесное состояние. Количественное пересыщение должно воплотиться в качественно новую взаимосвязь. Простое суммирование такую задачу не решит. Требуется внести противоположность в системные отношения. Основанием для нужных изменений сама система не способна стать. Никаких саморазвертывающихся абсолютных идей нет, как нет и самодвижения противоположностей. Внешний мир подвергает элементы системы случайным изменениям, из которых наиболее плодотворные обеспечивают системную интеграцию. Включив во внутреннее противоречие новое «иное», «отрицательное», родившееся качество обретает по отношению к началу расширенную «положительность», а с тем и большую устойчивость.
Рассматривая весь акт развития в целом можно сказать, что первоначальная целостность (положительность) элементов уступает место их активированному состоянию (отрицательность), столкновениям, метастабильности (первое отрицание), чтобы затем вновь обрести целостность (второе отрицание), но на более высоком уровне. В процессе эволюции совершается множество таких циклов, что делает эти этапы достойными статуса закона отрицания отрицания.
Пример Гегеля: зерно – растение – зерно, - не лучшим образом соответствует процессам новообразования, но является вполне подходящим для подспудной основы всей его теории, процессов воспроизводства. В этом варианте исходный зародыш, содержащий в себе как возможное все стадии исторического становления, благодаря опять-таки количественному росту базовых элементов повторяет пройденный путь, преобразуется в росток, растение (тем самым отрицая свою исходную форму), которое, достигнув зрелости, рождает вновь (второе отрицание) свои плоды. При этом, однако, вовсе не обязательно, чтобы конечный результат повторил начало на более высокой ступени. Возможные мутации имеют непредсказуемый эффект и в общем случае скорее вредны, чем полезны для существования. Как правило, в организме есть выработанные механизмы ограничения мутационных вариаций.»
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать