Принцип системности бытия

Популярный раздел для новых идей и теорий мироздания.
Теории доказывающие существование Бога или опровергающие. Теории происхождения Вселенной, Земли, Человека. И многое другое…
Правила форума
Научный форум "Философия"

Принцип системности бытия

Комментарий теории:#1  Сообщение Валентин Попов » 18 июн 2014, 01:04

Принцип системности бытия — ответ на все вопросы философии. Если физика изучает виды реальности, то философия пытается разобраться в том, что есть бытие и какие отношения существуют между типами бытия. Каждый вид реальности выступает феноменом того или иного типа бытия, его, так сказать, явлениями перед наблюдателем, которые последний регистрирует посредством своих чувств или с помощью приборов. При этом онтологической проблемой философии выступает так называемый основной ее вопрос, в составе которого рассматривается временное отношение между двумя главными типами бытия — материей и сознанием.
В истории философии наиболее известны два подхода к решению ее основного вопроса. Один из них строится на признании первичности материи и вторичности сознания, т. е. материя была «до» сознания, а последнее появилось уже «после». Это мировоззрение называется материализмом. Если иметь в виду теорию познания, то указанная очередность «до» и «после» не вызывает возражений: сначала отражается материальный мир, а затем в работу включается осмысление чувственных данных, т. е. сознание. Противоположным подходом к решению этого вопроса является признание первичности сознания и вторичности материи (сознание было «до», а материя появилась «после»). Такой тип мировоззренческой позиции философы квалифицируют как идеализм.
Возможны еще, по крайней мере, три вариации на характер отношений между материей и сознанием. Одна из них признает существование только материи, а сознание как особый тип бытия отвергается вовсе. Противоположная философская установка — существует только сознание само по себе (это взгляды Д. Беркли и его последователей). Третья концепция признает оба типа бытия — и материю, и сознание, но вопрос об их очередности в модальностях «до» и «после» не ставится вовсе. Такой способ философствования развивал Декарт и называется он дуализмом.
Остановимся, однако, на идеализме как таковом, поскольку различные его проявления распространены и в научном мировоззрении. Первый вопрос можно поставить так: правомерно ли использовать это общее понятие для оценки порядка следования в отношении между материей и сознанием? Ведь создание идей — это свойство именно сознания, но не материи. Например, идея дома не есть реальный дом, с одной стороны, со всеми его благами для жизни, а с другой, — с его проблемами по его содержанию в порядке, хотя в понятии «дом», несомненно, присутствует идеальное, т. е. отвлеченное (абстрагированное) от реальных домов. Идеализмом же выступает признание первичности именно идеального в сознательной деятельности мыслителя. Так, идеалистами были Платон и Гегель, ставящие бестелесную идею материю впереди самой материи. Признание первичности идеального в чьем-то сознании вовсе не означает признание первичности сознания как такового относительно материи; идеализм означает признание первичности идей (или аксиом — в математике), и, таким образом, идеализм может быть не только философским течением, но и выступать стратегией построения знания в теоретической науке. И в аксиоматическом методе сознание первично, а его представления как модели данной аксиомы — вторичны, что позволяет поместить и основной тип бытия — материю вне основного вопроса философии. А именно: материализм — это объективная реальность, данная в ощущениях собственника и носителя сознания, а идеализм — это особым образом организованная работа данного сознания, когда идеи создаются в некоторой отдаленности от их материального воплощения. Степень же этой отдаленности характеризует идеализм как философскую категорию.
Существуют ли другие типы бытия, не связанные напрямую с материализмом или идеализмом? Основной вопрос философии, взятый в его историческом плане, свидетельствует о том, что были и другие — неосновные (второстепенные) вопросы философии. Они также устанавливают связи материального с идеальным (такие связи некоторые философы называют онтологическими планами), т. е. выделяют те или иные типы бытия и соответствующие им виды реальности, подлежащие исследованию естественнонаучными методами. В качестве первого примера обратимся к такому типу бытия, как количество и качество. Первый из них определяет математическую реальность, второй — различные виды физической реальности. Или второй пример: свойство и отношение. Сведение всех видов реальности к свойствам называется атрибутивизмом, а к только лишь к отношениям — релятивизмом. В теоретической науке следует понимать, что, как не существует количества без качества (количество — это идеализированная совокупность каких-то объектов), так не существует и отношений вне определенных свойств вещей (соотноситься могут лишь предметы, обладающие свойствами). Так что указанные в этих примерах типы бытия находятся в неразрывном единстве, они дополняют друг друга, а не следуют один за другим в том или ином порядке.
Особый тип бытия — системность, она не рассматривается как некоторое бинарное отношение двух сторон или двух противоположностей; это характеристика нечто целого и самодостаточного, обладающего полной внутренней симметрией, т. е. это своего рода совершенный «сфайрос с точным центром внутри», если вспомнить Парменида. В философской литературе существует множество различных описаний этого общего понятия, что свидетельствует о том, что о его содержании нет ясного понимания. Так, например, Садовский в своей книге приводит 34 описания понятия системы [Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974. С. 93–99]. Среди них приводится и дескрипция Л. фон Берталанфи, который представляет систему как «совокупность взаимодействующих друг с другом предметов». Обратим внимание на то, что с точки зрения Л. фон Берталанфи системой не должны считаться ни множества, ни виды или роды (понятия), потому что элементы этих совокупностей не взаимодействуют друг с другом. Так, например, элементы множества страусов в пустыне Сахара не соотносятся между собою непосредственно, хотя они и привязаны к ареалу своего обитания. По Л. фон Берталанфи не является системой, поэтому, и натуральный ряд чисел, хотя каждое натуральное число привязано к единице. Это побуждает некоторых философов дать описание системы как упорядоченное каким-либо способом множество объектов. Но такое описание оказывается на их взгляд слишком широким, поскольку теряется возможность отличить систему от не системы. В самом деле, алгоритм упорядочения можно обнаружить в любой совокупности предметов, который определяется различными видами отношений, распространенными на различные свойства. Из списка, приведенного Садовским, сюда можно отнести и определение, данное американским математиком А. Рапопортом: «Система с математической точки зрения — это некоторая часть мира, которую в любое данное время можно описать, придавая конкретные значения некоторому множеству переменных» [Цит. по: Садовский В Н. С. 96]. Значения переменных здесь будут выступать свойствами, а то уравнение, которое их связывает, — отношением. Часть же мира — это некоторая область пространства (например, пустыня Сахара), в которой бытуют произвольные совокупности объектов.
На рубеже XIX–XX вв. (в основном в англо-американской философии) разгорелась жаркая дискуссия. Английский философ Брэдли и его сторонники доказывали, что все системные отношения — внутренние. Тем самым они отвергали существование систем с так называемыми внешними связями. С дугой стороны, американский философ У. Джемс назвал вопрос о существовании внешних отношений «великим» вопросом и решительно отстаивал их объективное существование. Таким образом, встает еще один философский вопрос (помимо основного и второстепенных) — великий. Важным научным вопросом, связанным с «великим» философским вопросом, является вопрос о мире в целом: система мироздание или нет: Если верен закон всемирного тяготения (по Ньютону), то, согласно Л. фон Берталанфи, мир является системой, а если верен принцип кривизны (по Эйнштейну), то мир — не система. В споре о первопричине мира как системы философы-теисты утверждали, что Бог первопричина мира и этим доказывали как существование Бога, так и системность мира. Иную позицию разделял Б. Спиноза, который полгал, что «одна субстанция не может производиться другой», и что субстанция, поэтому, не является причиной самой себя (causa sui). В терминах системности это положение можно проинтерпретировать как признание мира в качестве системы с внешними отношениями. В свою очередь классический теизм предполагает картину мира, в которой системообразующую роль играет именно Бог, т. е. на него, как на единый центр, замыкаются все связи и отношения.
В рамках общей теории систем различные атрибутивные параметры рассматриваются, как тем или иным способом связанные между собою некоторым инвариантом. Так, например, натуральный ряд чисел связан инвариантом «единица», что сразу же исключает из этого ряда число «нуль». Если мы говорим о системности мира как целого, то, значит, такие системные единицы (инварианты) существуют и для него. Причем, вне зависимости от того, как «движутся» друг относительно друга части мира, что вызывает из забвения представления о классическом мире. А именно: абсолютность (неизменность) единиц пространства, времени и массы, поскольку это главные системные параметры мироздания. Кроме того, поскольку каждое из значений системных параметров имеет формальное выражение (на языке математики), то они необходимо связаны друг с другом аналитически — в форме обобщенных координат, скоростей и импульсов. А это есть формализм Лагранжа и Гамильтона, который применяется почти во всех разделах современной теоретической физики. Таким образом, через эти параметры связаны с друг с другом и различные разделы теоретического знания, что наносит сокрушительный удар по идее релятивизма, проповедующего текучесть (относительность) этих параметров в зависимости от точки зрения наблюдателя. Точка отсчета, связанная с главным системным параметром механической системы — центром ее масс — имеет реальный смысл, но не точки зрения наблюдателей, которые могут быть расположены, где угодно (как в центре, так и на периферии мира).
Относительно идеи как общего понятия можно дополнительно сказать следующее: идея это предельное допущение о системной организации бытия. В рамках же ответа на основной вопрос философии возможны и исторически реализуемы две противоположные точки зрения: мир предзадан (он появился «до») человеку как субъекту познания (натуралистическая точка зрения), и мир как объект познания актуально создается и постоянно достраивается в процессе познания самим человеком (материалистическая точка зрения). Как очевидно, что обе эти точки зрения не имеют отношения к «основному вопросу философии». Хотя бы потому, что эти два подхода находятся не в оппозиции, а дополняют один другой. Можно, конечно, дискутировать о том, что стоит позади понятия: феномен или тип бытия. Мы исходим из положения, что позади реального понятия всегда стоит феномен, т. е. физическая реальность. Иными словами, мы не можем видеть, слышать или осязать (измерять, в физике) тип бытия, но мы можем создавать о нем идею.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать
Код: выделить все
<div style="text-align:center;">Обсудить теорию <a href="http://www.newtheory.ru/philosophy/princip-sistemnosti-bitiya-t2935.html">Принцип системности бытия</a> Вы можете на форуме "Новая Теория".</div>
Валентин Попов
 
Сообщений: 277
Зарегистрирован: 16 авг 2012, 15:14
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 26 раз.

Re: Принцип системности бытия

Комментарий теории:#2  Сообщение Валентин » 18 июн 2014, 05:47

Валентин Попов писал(а):Третья концепция признает оба типа бытия — и материю, и сознание, но вопрос об их очередности в модальностях «до» и «после» не ставится вовсе.



Такой взгляд соответствует реальности. Сознание не может существовать без мышления и без памяти. Мышление это
колебание(движение) материи. Память тоже колебание материи(Стоячие волны).
Материии без движения (мертвой материи) в Мироздании не существует.Поэтому рассматривать поотдельности материю и
сознание абсурдно. Это что-то ЕДИНОЕ.
Поэтому же рассматривать что первично-абсурдно.
Мир ВЕЧЕН и находится в ВЕЧНОМ развитии от меньшей упорядоченности к большей. Это и есть ВЕЧНАЯ ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ.

За это сообщение автора Валентин поблагодарил:
zareka (19 июн 2014, 13:13)
Валентин
 
Сообщений: 754
Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 19:07
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 47 раз.

Re: Принцип системности бытия

Комментарий теории:#3  Сообщение che » 18 июн 2014, 17:36

Валентин Попов писал(а): онтологической проблемой философии выступает так называемый основной ее вопрос, в составе которого рассматривается временное отношение между двумя главными типами бытия — материей и сознанием.
Эту дилемму придумали марксисты и они же дали её тривиальное разрешение: "Материя первична -- сознание вторично!" Ну что здесь можно возразить? Ну, разве что не "вторично", а "восьмидесятисемирично", ведь Материя -- фундаментальная философская категория, а сознание -- всего лишь физиологический процесс...

Валентин Попов писал(а):Особый тип бытия — системность
Бытие -- оно и есть бытие, то есть Бытие Сущего. "Сиситемность" -- это не какое-то особое бытие или часть бытия, а всего лишь идея разума, один из подходов к пониманию Бытия. Дело в том что Бытие Сущего -- есть Единое. Необходимость адаптации заставляет субъекта создавать модели Единого, но, конечно, никакая модель не может отмоделиловать Всё. Неизбежным оказывается рассмотрение субъективно отобранных "предметов", "связей" и "систем" = конечного множества предметов и их взаимных связей. Методика совершенно правильная, но это гносеология, а не онтология.
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

Re: Принцип системности бытия

Комментарий теории:#4  Сообщение Валентин Попов » 20 июн 2014, 07:04

Мысли, память и пр. интеллектуальные функции высших организмов происходят и сохраняются в их черепных коробках, а точнее, в их мозгах. Что это с позиции физики – группы особым образом скомпонованных нервных клеток или стоячие волны – неизвестно. Во всяком случае, никто из физиологов и нейрохирургов по этому поводу ничего подобного не утверждает. От мыслей некоторые философы отличают идеи, которые, согласно Платону, Гегелю и К. Попперу, существуют объективно (именно против этого выступили марксисты, и в этом они проявили себя с хорошей стороны). К миру идей Поппер относит и знание «в объективном смысле», а именно: «знание без того, кто знает, есть знание без субъекта знания» [Поппер К. Объективное знание. М., 2002. С. 111] Такого рода бессмыслицы и все остальное, что сочинял сей философ в своем «третьем мире», относится к чистым идеям, существующим без материальных носителей. А вот эти претензии на абсолютную истину (в отличие от «стоячих волн») имеют последователей среди многих современных ученых, а некоторые из них связывают их даже с полями. В свое время Платон имел основания гордиться тем, что придумал мир идей. А раз придумал, то этот мир существовал только именно в его мозгах, а не в «занебесном» мире, как он полагал. Правда, затем эти его мысли переселились в другие мозги и бродят среди них вот уже более 2,5 тыс. лет.

В вышепредставленном материале не решаются философские вопросы – «главный», «второстепенные» и «великий». О них просто упоминается в ретроспективном плане, а ответ на указанные вопросы, если они у кого-то и возникают, содержится в принципе системности нашего мира (или бытия, если угодно). Наиболее распространенное понимание категории системности (а это тип бытия) – это просто некоторый класс вещей, элементы которого находятся во взаимодействии. Такова, например, динамическая система – основное понятие классической механики. Такие классы вещей существуют наряду с другими совокупностями вещей, не являющимися системами, но их, тем не менее, к системам часто безосновательно причисляют. Вот в чем главный вопрос, но не философии («Философия такая сутяжная леди» И. Ньютон), а современной теоретической науки.

Приведенная выше дескрипция категории «система» принадлежит основателю общей теории систем Л. фон Берталанфи, и, на мой, взгляд, это лучшее описание из всех 34-х, собранных из разных источников Садовским. Поясню почему. Любая система характеризуется своим центром, или, лучше сказать, точкой равновесия, относительно которой идут все ее внутренние процессы. Поэтому, систему окружает внешний мир, т. е. другие системы и не-системы. Благодаря этому в системе, как в полузакрытом пространстве, создаются условия для сохранения ее внутренней энергии (ее собственной жизни, так сказать). В механических системах – это центр масс. В этом смысле любое материально тело – система. Являются ли системами поля? В интегральном смысле нет, поскольку в них не определен центр инерции, а вот в дифференциальном – по-видимому, да. Отсюда и начинается квантовая механика, рассматривающая системы-порции полевых форм материи. Именно в кванте сохраняется энергия, пока этот квант не проглотит другая, интегральная система.
Валентин Попов
 
Сообщений: 277
Зарегистрирован: 16 авг 2012, 15:14
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 26 раз.

Re: Принцип системности бытия

Комментарий теории:#5  Сообщение Валентин » 21 июн 2014, 06:30

Валентин Попов писал(а):А вот эти претензии на абсолютную истину (в отличие от «стоячих волн») имеют последователей среди многих

Валентин Попов писал(а):Мысли, память и пр. интеллектуальные функции высших организмов происходят и сохраняются в их черепных коробках, а точнее, в их мозгах

Такие утверждения устарели и далеки от реальности. Познакомтесь с работами физ. Бома о голографичности Вселенной и
человека.
Валентин
 
Сообщений: 754
Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 19:07
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 47 раз.

Re: Принцип системности бытия

Комментарий теории:#6  Сообщение Валерий Иванович » 22 июн 2014, 22:59

Интересная тема. Интересная в том смысле, что здесь представлен целый «букет» теорий претендующих на истину.
Но истин по одной и той же проблеме много не бывает. Истина ОДНА и существует она с незапамятных Времен.
С тех самых Времен, когда Человечество существовало В ТЕХ условиях, когда и Вселенная и наша планета Земля еще только шли по пути эволюции от менее плотного состояния к этому состоянию материальности, а Человечество планеты Земля изучало и накапливало Знания ИМЕННО о том состоянии Вселенной и планеты Земля.
Причиной всех существовавших и всё еще существующих заблуждений является воинствующая глупость, у которой не хватило ума понять всю глубину Знаний предков и которая, игнорируя, всё еще существующие источники Истинного Знания, навязала свои измышления массам.

Исказив смысл высказываний древних мыслителей, носителей древнего Знания они заставили последующие поколения стремящихся постичь Истину людей заниматься созданными их глупостью теориями. А поскольку заниматься приходиться глупостью, то и результат получается соответствующий и следующим исследователям, приходиться заниматься еще и этой глупостью. Глупость на глупость и в результате и была порождена эта величайшая глупость: «основной» вопрос философии.

Что бы действительно вернуться на путь познания Истины необходимо, опираясь на достижения нашей Науки ВЕРНУТЬСЯ к трудам древних мыслителей, к источникам Знания, которые у нас носят название эзотерических и, опираясь на комплексные достижения нашей Науки, понять ВСЮ глубину даваемых нам Знаний.
Свой анализ небольшой выдержки из одного из таких источников (хорошо известного источника) Знания, имеющего непосредственное отношение к вопросам, затронутым автором этой темы, я приглашаю вас посмотреть в моей теме: «Основы Нового Мировоззрения или почему Наука должна».
Вообще-то, название, которое я хотел дать теме это: «Основы Нового Мировоззрения или почему Наука должна идти на поклон к теософии». Почему?
Это легко понять, ознакомившись с темой.
Валерий Иванович
 
Сообщений: 469
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 15:39
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 21 раз.

Re: Принцип системности бытия

Комментарий теории:#7  Сообщение Геннадий Васильевич » 11 авг 2014, 20:52

Уважаемый Валентин Попов, все системные инварианты, описываемые Вами, являются следствием общего понятия о Бытие на основе частной идеи. Отсюда и проистекает понятие о точке отсчета и центре симметрии, и ваше же желание
Валентин Попов писал(а):Точка отсчета, связанная с главным системным параметром механической системы — центром ее масс — имеет реальный смысл, но не точки зрения наблюдателей, которые могут быть расположены, где угодно (как в центре, так и на периферии мира).

выделить это свойство в отдельную сущность, придав ей значение глобального системного параметра. Но понятно , что это действие лукавое, так как их симметрия основана на обобщении собственных представлений на Всё пространство. Вот здесь:
Валентин Попов писал(а): Если мы говорим о системности мира как целого, то, значит, такие системные единицы (инварианты) существуют и для него.

И это положение является фундаментальной ошибкой, которая «позволяет» переносить собственную частную идею на всё Мироздание.

С уважением. Скобелин Г.В.
Геннадий Васильевич
 
Сообщений: 174
Зарегистрирован: 09 июн 2013, 08:54
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 10 раз.

Re: Принцип системности бытия

Комментарий теории:#8  Сообщение Валентин Попов » 09 ноя 2014, 23:36

Геннадий Васильевич писал(а):все системные инварианты, описываемые Вами, являются следствием общего понятия о Бытие на основе частной идеи. Отсюда и проистекает понятие о точке отсчета и центре симметрии,

Когда мы говорим об общих свойствах, то приоритетным вопросом, который всегда встает перед исследователем, является вопрос об их субстанциальной соотнесенности, т. е. о том, каким именно предметам эти свойства присущи. Это основа любого научного метода. Об этом еще говорили древние греки - Сократ, Платон и Аристотель, если назвать самых выдающихся. Есть такие свойства, которые принадлежат любым предметам как локализованным в пространстве и времени сущностям. Это универсальные свойства. и именно они называются системным.
Системные свойства - это всегда дизъюнкция, обобщением которой выступает неразделимая логическая пара: обратимость или необратимость (в естествознании), тождество или противоречие (в логике). Они являются подлинно универсальными свойствами, информационная соотнесенность которых охватывает все бытие в своей предметной (или сущностной) данности.
Валентин Попов
 
Сообщений: 277
Зарегистрирован: 16 авг 2012, 15:14
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 26 раз.

Re: Принцип системности бытия

Комментарий теории:#9  Сообщение che » 10 ноя 2014, 13:48

Валентин Попов писал(а):Когда мы говорим об общих свойствах, то приоритетным вопросом, который всегда встает перед исследователем, является вопрос об их субстанциальной соотнесенности, т. е. о том, каким именно предметам эти свойства присущи.
Конкретизировать то, к чему в Сущем относится конкретное суждение -- есть элементарное требование интеллектуальной гигиены. В частности, прежде чем использовать понятие "предмет" желательно прояснить, хотя бы для себя, в чём состоит индивидуальная "предметность" предмета, при том, что Сущее Едино и не может быть исчерпывающим образом представлено как множество чего-то; предметов, например.
Валентин Попов писал(а): этом еще говорили древние греки - Сократ, Платон и Аристотель
Цитаты в студию!
Валентин Попов писал(а):локализованным в пространстве и времени сущностям
А что -- такие бывают?
Валентин Попов писал(а):Системные свойства - это всегда дизъюнкция
Дизъюнкция -- логическая операция, а свойства, пусть и системные -- всего лишь свойства, т.е утверждения о принадлежности предиката к некоторому виду.
Валентин Попов писал(а):все бытие в своей предметной (или сущностной) данности
Так в предметной или сущностной? Предметное бытие можно с некоторыми оговорками понять, как бытие объективное. А сущностное -- скорее как модель Бытия в разуме...
che
 
Сообщений: 13016
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50
Благодарил (а): 956 раз.
Поблагодарили: 941 раз.

СообщениеСообщение было удалено | удалил: Administration | 13 ноя 2014, 16:14.
Причина: Пункт правил 5.11

След.

Вернуться в Философия

 


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1