Теория «первотолчка». Два переворота
Известно, что для старой школы оставалась неясной природа отношения движения (в старой логике нет перехода; переход есть то же, что становление). Движение есть противоречие. Уже простое механическое движение тела может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в одном и том же месте и не находится в нем. Диалектику такого противоречия и стараются разрешать новейшие технологии.
Возьмем пример из музыки. В музыке гармония дисгармонирует или состоит из противоположностей; ибо гармония возникает из высокого и низкого тона не поскольку они различны (противоположны), а поскольку они объединяются посредством искусства музыки. Простое повторение одного тона не есть гармония; для гармонии требуется непременно различие, определенная противоположность, так как гармония именно и есть абсолютно становление, а не одно лишь изменение.
Эту великую мысль о становлении впервые высказал Гераклит. Вселенная есть становление. В последнее входит не только возникновение, но и исчезновение. Таким образом, становление как всеобщий принцип существует как единство (объединение) противоположностей, а именно как единство чистой противоположности бытия и небытия.
Однако здесь надо сказать, что понятие о противоположностях ввели первыми в философию пифагорейцы, которые и составили начальную таблицу десяти пар противоположностей. Но они не дошли до понимания того, что противоположности друг друга предполагают, что одна противоположность не только содержится в другой, но и сама превращает себя в другую, «парную» противоположность. Эту мысль о функции превращения (становления) в свою противоположность впервые высказал Гераклит. К сожалению, и в наше время у многих естествоиспытателей все еще остается узким понятие превращения (становления).
Дальнейшее развитие диалектики становления в философии естествознания продолжил уже Гегель. В превращении (в становлении), - говорит Гегель, - две точки времени, равно как и две точки пространства, суть на самом деле одна точка (Зенон же в своем умозаключении строго отделял друг от друга эти две точки). Непрерывность движения состоит в том, что две прочно существовавшие раньше друг вне друга материальные части, которые мы, стало быть, должны представлять себе как находящиеся в различных местах, теперь находятся в одном и том же месте. Это - противоречие, и оно существует здесь материально (все и есть и не есть одновременно).
Таким образом, диалектика вводит в теорию движения новую полярную противоположность; один полюс представляет собой процесс перемещения тел, другой - процесс становления (превращения движения тел) на границе. На границе происходит борьба тел за одно и то же место. Борьба за одно и то же место в природе есть толчок. От толчка мы переходим к отталкиванию. Отталкивание переходит в притяжение. Притяжение так соотносится с отталкиванием, что имеет его своей предпосылкой. Отталкивание доставляет материю для притяжения.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать