1. Чтобы система отсчета (координат) существовала, её необходимо сначала построить. А для этого нужно знать, как её строить, и из чего её строить. Знание о том, как её строить, дает евклидова геометрия. Замечу, попутно, что неевклидовы геометрии не дают нам знания о том, как надо строить системы координат. А ответ на то, из чего её строить, дает материализм. Её придется строить из материальных объектов. В состав любой системы отсчета всегда будут входить различные линейки, угломеры, оптические приборы, дающие нам прямые линии в форме световых (то есть, материальных) лучей, и т. д. Это означает, что все системы отсчета, построенные физиком, будут конечны (а не бесконечны, как у математика-идеалиста). И все системы отсчета у физика всегда располагаются одна в другой (схема матрешки), смотри рис. 1.
Рис.1
Здесь изображены двумерные физические системы отсчета (координат) К1, К2, К3. Эта последовательность может быть продолжена и далее и запишется в виде выражения
K_1⊂K_2⊂K_3⊂⋯⊂K_n
Последняя в этой последовательности система будет абсолютной по своему построению, и не только. Она будет АБСОЛЮТНО НЕПОДВИЖНОЙ. Почему? Потому, что она и движется и покоится относительно «ничего». Системы же отсчета, находящиеся внутри указанной, будут относительными, они или будут покоиться или будут двигаться относительно этой абсолютной системы отсчета. Итак, ВСЕ СИСТЕМЫ ОТСЧЕТА ДЕЛЯТСЯ НА ДВА КЛАССА, АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ, И НИКОГДА НИ ОДИН ИЗ ЭТИХ КЛАССОВ НЕ БЫВАЕТ ПУСТЫМ. Но именно этот-то экспериментальный факт и пытаются опровергнуть релятивисты!
2. Мне приходится опять говорить о принципе недостаточности знаний при переходе от подсистемы к системе, то есть при переходе от системы К1 к системе К2, а от неё к К3, и так далее. И почему об этом принципе постоянно забывают? А ведь этот принцип является наиважнейшим в основах любой науки, и уж тем более физики! Я же приводил примеры действия этого принципа, например, здесь: Овчинников А. Н. Материалистическое толкование принципа относительности в механике. Изд. Дом «Плутон», выпуск № 131, точная наука, стр. 17. Ну, приведу ещё раз.
Математика. Пусть наблюдатель находится внутри треугольника ABC. Проводя внутри треугольника какие-либо измерения, наблюдатель убедится, что сумма углов треугольника всегда получается равной 180 градусов (с точностью до ошибки эксперимента). Но он никогда не сможет объяснить, почему это так. Для такого объяснения у него недостаточно знаний. Эти недостающие знания он получит только тогда, когда он покинет пределы треугольника (перейдет от подсистемы к системе). Покинув пределы треугольника, он догадается построить сначала первую прямую походящую через точки B и C. А затем он догадается построить вторую прямую, параллельную первой, и проходящей через точку A. После чего наблюдатель сразу поймет, почему сумма углов треугольника всегда равна 180 градусов. Он докажет теорему о сумме углов в треугольнике. Но если наблюдатель не покинет пределов треугольника, у него не будет такой теоремы, а сумма углов в треугольнике будет являться для него необъяснимым экспериментальным фактом.
Физика. Пример 1. Поверхность воды в ведре, вращающемся вокруг вертикальной оси в поле тяготения Земли, приобретает форму параболоида вращения. Физик находится внутри ведра и проводит там опыты. Размеры системы координат у него не могут быть больше размеров ведра. Кто-то скажет, что систему координат мысленно можно сделать и больше ведра. Но тогда этот кто-то окажется идеалистом. Система отсчета обязана быть МАТЕРИАЛЬНОЙ, а мысленное её продолжение уже не будет таковым, и какие-либо экспериментальные измерительные отметки на этом, её мысленном продолжении, сделать невозможно. Находясь внутри ведра, имея систему отсчета не больше ведра, и проводя какие угодно опыты, физик не сможет объяснить образование параболоида вращения у поверхности воды в ведре. И здесь ему не помогут ни рассуждения, ни математические выкладки. Для такого объяснения у него недостаточно знаний о том, что происходит за пределами ведра. И такие знания он может получить только покинув пределы ведра, то есть переходя от подсистемы к системе (от К1 к К2). Физик увидит, что ведро вращается относительно ранее неизвестной ему системы, которая включает в себя прежнюю систему (в ведре), как подсистему. И он объяснит образование параболоида вращения однозначно и непротиворечиво наличием сил типа (mv^2)/R. И эти недостающие знания он получает ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ, а не теоретическим.
Физика. Пример 2. Цилиндр установлен своей осью вертикально в поле тяготения Земли, заполнен газом, и закрыт поршнем. Поршень движется относительно цилиндра, сжимая газ (или наоборот). Физик находится внутри цилиндра и проводит там опыты. Размеры системы отсчета у него не больше размеров цилиндра. Попытка мысленно увеличить размеры системы отсчета, как и в прежнем примере ничего не даст. Мысленно продолженная система отсчета не будет являться материальной, и какие-либо отметки в такой системе будет сделать невозможно. Сможет ли физик, находясь внутри цилиндра узнать, какие силы двигают поршень? Конечно, нет! Объяснений может быть сколько угодно. Это может быть вес самого поршня. Это может быть прикрепленная снаружи пружина. Это может быть груз положенный сверху на поршень. Это может быть сила давления газа снаружи. Это может быть комбинация всех уже перечисленных причин. Никакие опыты внутри цилиндра, рассуждения, математические выкладки не помогут узнать, какие силы двигают поршень. У находящегося в цилиндре физика недостаточно для этого знаний. Эти, недостающие знания, физик получит только покинув прежнюю систему отсчета, то есть переходя от подсистемы к системе (от К1 к К2). И опять эти недостающие знания будут ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ, а не теоретическими.
Физика. Пример 3. Этот пример имеет к нашей теме самое непосредственное отношение. Пусть наблюдатель подвесил массу m к пружине C в системе отсчета К1, и увидел, что она растянулась на некоторую величину ΔL (Рис. 2).
Рис. 2
Этот факт наблюдатель может истолковать каким угодно способом. Первые три (частных) варианта таковы.
1-й. Система К1 двигается влево с ускорением, под действием силы F.
2-й. Система К1 неподвижна относительно системы К2, а справа к точке B придвинута некоторая масса М.
3-й. Система К1 равномерно вращается относительно точки О2 с некоторой (подходящей) скоростью v.
Четвертый вариант будет включать в себя комбинацию вышеперечисленных 3-х вариантов. Каждый из этих трех вариантов будет вносить свой вклад в растяжение (или сжатие) пружины независимо от других. И число возможных толкований причины растяжения пружины станет бесконечным. Никакие рассуждения, никакие математические выкладки не помогут физику, находящемуся внутри системы К1, узнать что является причиной растяжения (или сжатия) пружины. Для этого у него не хватает знаний. И такие знания он получит, когда перейдет от подсистемы к системе (из К1 в К2). И эти знания он получит ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ, а не теоретическим.
3. Теперь мы можем внести окончательную ясность и принцип Галилея, и в обобщенный принцип относительности Эйнштейна. Галилей при формулировке своего принципа в неявной форме подразумевал существование абсолютно неподвижной системы координат, как само собой разумеющееся. И это полностью совпадает с реальным положением дел в природе. Как я уже говорил в первом пункте, все системы координат делятся на два класса, абсолютные и относительные, и ни один из этих классов НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ПУСТЫМ. И это есть ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТ, а не вымысел. И здесь Галилей нисколько не ошибся. Нам остается только добавить, что научное применение принципа Галилея, обязывает нас применять его от системы к подсистеме, то есть от общего к частному, но ни в коем случае не наоборот. Итак, если система отсчета покоится или двигается внутри и относительно абсолютной системы координат равномерно и прямолинейно, то опыты в такой системе отсчета ничем не отличаются от опытов в абсолютно неподвижной системе координат. Обратное неверно. По опытам внутри подсистемы нельзя узнать что-либо о движении этой подсистемы внутри системы. Применение принципа Галилея от частного к общему (от подсистемы к системе) запрещается принципом недостаточности знаний, о котором я говорил во втором пункте. Напоминаю, что принцип недостаточности знаний при переходе от частного к общему ТАКЖЕ ЕСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТ, а не вымысел.
Теперь ясно, что принцип относительности Эйнштейна не имеет никакого отношения к законам природы. В самом деле, система К1 на рис.2 есть не что иное, как «ящик Эйнштейна», с рассуждений о котором и начинает Эйнштейн свою общую теорию относительности. Эйнштейн и его последователи, находясь в этом ящике, пытаются при помощи опытов, рассуждений, математических выкладок выяснить, как устроен мир за пределами ящика? Такого удовольствия им не позволит принцип недостаточности знаний при переходе от подсистемы к системе. Итак, никакого принципа относительности в формулировке предлагаемой теорией относительности в природе не существует. Это – иллюзия. А вот принцип Галилея существует, и это не иллюзия, и он предполагает обязательное существование абсолютно неподвижной системы координат. И применять его следует от общего к частному.
Теория относительности основана на отрицании, по крайней мере, двух (на деле более двух) экспериментальных фактов: 1-й существование абсолютно неподвижной системы координат, 2-й существование принципа недостаточности знаний при переходе от частного к общему. И в этом смысле теория относительности – АНТИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНА! И ожидать от ТО каких-то объяснений законов природы – безнадежное дело. Можно ожидать лишь каких-то иллюзорных толкований.
Замечу, наконец, что все это я излагал и ранее, только несколько в другой форме в своих книгах: 1) Овчинников А. Н. Рассуждения об основах физики. Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020. Глава 6-я. 2) Овчинников А. Н. Рассуждения об основах математики. Москва: ЛитРес: Самиздат, 2021.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать