bulygin69 писал(а):Цитата Колмогорова [Колмогоров А.Н., Драгалин А.Г. Математическая логика
В корневом комм.№ 1 я описал оба «парадокса Рассела» (их Вы представили в изложении Колмогорова и Драгалина). Тем не менее, моя позиция в отношении этих «математических казусов» прежняя:. Но поскольку я обязан, согласно закону жанра, тащить данную тему либо до полного ее осознания оппонентами, либо до ее исчерпания, то попробую еще раз эти «казусы» прокомментировать одновременно как с позиции расселовского формализма, так и с позиции здравого смысла (реальной логики).
Термин «множество» и понятие «элемент» (член множества) введены были Г. Кантором в конце XIX в. При этом он совершил основную логическую ошибку (error fundamentalis), предъявляя математическому сообществу определение понятия «множество». Вот оно: «множеством называется любое собрание определенных и различимых между собой объектов нашей интуиции или интеллекта, мыслимое как единое целое». Это «определение» понятия «множество» не является логическим определением (как, например: «квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны»), а является лишь смутным описанием того, что представляет собой совокупность каких-то объектов, собранных в одном месте. Например: множество планет Солнечной системы, и все такие совокупности определяются по методу полной математической индукции (пересчетом). Причем, каждая такая совокупность перечисляется в отдельности (множество учеников данного класса, множество депутатов заксобрания и пр.), и потому никаких противоречий в себе не содержит. Эту основную ошибку Кантора «углубили и расширили» философствующие математики (или философы с математической ориентацией) - А. Уайтхед, Б. Рассел и некоторые др., вместо того, чтобы исправить ее.
Общее понятие «множество» является первичным (или неопределяемым), и таких понятий в математике немало («число», «отношение», «отображение», «функция» и др.), чего не знать указанные персонажи не имели права. И вместо того, чтобы просто честно сказать, что непротиворечивой теории, основания которой (ее ключевые понятия) не имеют строгого логического определения (а таких способов определений в математике только два – через ближайший род и видовое отличие и через полную индукцию) не может быть в принципе, они стали выискивать в ней противоречия. Естественно, накопали их немало.
Дело в том, что любое неопределенное понятие изначально содержит в себе как суждения о существовании какого-то свойства (или истинные суждения), так и их отрицания (или ложные суждения). И поэтому при формальном развитии любой такой теории в ней непременно возникнут противоречия, разрешить которые средствами данного формализма невозможно. Действительно, как пишет Колмогоров, деревенский цирюльник «бреет себя тогда и только тогда, когда он не бреет себя», потому что, согласно формальной принадлежности конечному множеству «жители деревни», он одновременно принадлежит двум его подмножествам: «бреющимся самостоятельно» и «бреющимся у цирюльника». Чтобы выйти из этого ступора без повреждения мозгов, нужно просто выбросить из головы весь этот словесный мусор, придуманный философом-идеалистом Расселом.
Формально-логическое противоречие применимо только к логически определенным (детерминированным) понятиям, потому что они строго ограничены. Все общие (первичные) понятия никаких логических ограничений не имеют и потому к ним не применимы законы формальной классической логики, и в первую очередь закон непротиворечия, а так же закон исключенного третьего. Об этом впервые (правда, другими словами, а именно: нельзя переносить логические правила конечных множеств на бесконечные множества) сказал математик-интуиционист Брауэр, а вслед за ним Г. Вейль и др., но их остальное агрессивно послушное большинство не хотело слышать. Признание в математике любой неопределенности (любого вида бесконечности или иррациональности) ведет к антиномиям. Ошибочным в канторовском понятии «множество» было и представлении о существовании «элемента», и, в частности, отношение принадлежности. Элементы с инвариантными признаками не принадлежат множеству, а создают (или образуют) множество его как вторичную математическую сущность: нет элементов, нет и множества. Потому совершенным абсурдом выступают такие положения канторовской и последующих ТМ как «пустое множество» или «равенство двух множеств».
bulygin69 писал(а):Но самоотрицание (А - это не-А, не-А - это А) всего-лишь иная форма записи "А и не-А - то же самое", т.е. противоречие.
Да, нет же! Причина парадокса в том, что понятие «брадобрей», согласно канторовской доктрине, одновременно принадлежит двум указанным выше подмножествам (или классам), которые отличаются своими интенсионалами: «бриться самому» и «бриться у брадобрея». Если следовать здравому смыслу в этом анекдоте, то достаточно либо «брадобрея» направить в отдельное подмножество со своим специфическим признаком (интенсионалом), либо назначить, как минимум, двух цирюльников, которые могли бы брить друг друга и тем самым успокоить Рассела и иже с ним борцов с математическими антиномиями. Что касается программы, которую Вы так полюбили, то к ТМ любой версии она не имеет никакого отношения. Это просто несколько громоздкое (через отрицание), но все же логическое определение нуля через единицу. Не путайте Божий дар (формально-логический закон непротиворечия) с омлетом (методику программирования).