Вот пример корректного математического построения:
Что касается математической логики, то это закон непротиворечия аристотелевской формальной логики, выраженный в наиболее общей форме. В этом смысле основания математики — это применение математической логики или ее обобщения — алгебры Буля для обоснования самой математики, что, как очевидно, есть логический круг. Если же применить математическую логику (например, исчисление предикатов) для построения решателя задач в счетно-решающих устройствах, то это есть выход на уровень вычислительной математики, обслуживающей вычислительную технику, и которая, как очевидно, к чистой (или «отвязанной») математике никакого отношения не имеет.
Возьмем еще один пример, подтверждающий сказанное выше в отношении запрета противоречия в формальной логике и одновременно о возникновении в ней парадоксов. Что есть логическое (или дедуктивное) определение? Это сложное высказывание, содержащее две части: 1) описание родового свойства; 2) описание специфического свойства, присущего только данному виду, входящему в указанный род. В классической логике этот метод определения называется определением через ближайший род и видовое отличие. В более широком плане определением называется раскрытие семантики (логического содержания) того или иного имени. Там, где ближайший род еще не детерминирован (не ограничен), прибегают к различным вспомогательным приемам с целью семантического знакомства с тем или иным видом, а иногда и с конкретным объектом, если отсутствует возможность дать остенсивное определение, т. е. сказать: «Это есть Х» и указать на него пальцем. Не остенсивные и не логические определения называются дескрипциями (описаниями). В абстрактной математике все определения суть дескрипции; они указывают на тот или иной признак имени, а родом у них выступают абстрактные, т. е. полностью отвязанные от реальности, множества. Например, определением точки А может быть следующая дескрипция: точка А лежит на прямой а. При этом точка А — элемент множества «точки», а прямая а — элемент множества «прямые». Как мы видим, никакого сообщения об этих «множествах» нет, они просто обозначаются символами А и а. Не сказано даже, чем «множество точек» отличается от «множества прямых». Иными словами, определение в математике — это формальная посылка и формальное следствие, которые обозначаются связкой: «если…, то …» или просто знаком
В классических разделах математики, которые еще не порвали связей с логикой и реальностью, встречаются корректные логические определения, например: гипотенуза — это сторона прямоугольника (ближайший род — стороны), которая лежит против прямого угла (специфическое отличие данной стороны от других сторон — катетов). Когда понятие определено логически, а не посредством дескрипции, то в дальнейшем можно пользоваться в рассуждении только его именем, не прибегая всякий раз к повторению определения, и в этом заключается важная когнитивная роль теоретического знания. Логические определения терминов — начала любого теоретического знания и, следовательно, логика — начало любого языка, в частности, математического. Таким образом, обоснование математики сводится к обоснованию ее логики.
Обратимся, например, к парадоксу Рассела:
Формальное правило вывода состоит из посылок и заключения, и им, как мы уже сказали выше, заменяют в абстрактной математике логическое определение. Правило вывода без посылок называется в математике аксиомой. По формальному правилу вывода, если посылки истинны, то всегда истинно и заключение. Теперь внимание! Если математики договорились об использовании того или иного формального правила вывода из аксиом (которые они вводят сами по собственному произволу) то можно уже не принимать во внимание даже первое начало формальной классической логики — закон тождества, на которое опирались их великие предшественники, которые еще не были отвязанными абстракционистами . Тогда, если из предположения
Итак, чтобы вернуться на тропу здравого смысла в математике, надо выбирать что-то одно. Если полная свобода «математического творчества», то тогда не следует удивляться возникновению парадоксов в теории множеств, например. Да и в других разделах математики. Если строго следовать формальной логике с ее единственным законом непротиворечия, тогда множеств быть не должно вовсе, а должны быть только отдельные и тождественные себе объекты. Платоновы идеи, например, каждая из которых живет в своем изолированном мире и не может вступать в отношения с другими идеями. Ведь в таком случае любое такое отношение — это противоречие. В связи с этим весьма кстати слова Германа Вейля, сказанные им еще в начале ХХ в.: «Сейчас мы менее, чем когда-либо уверены в первичных основаниях математики и логики. Мы переживаем свой кризис подобно тому, как переживают его все в этом мире…» (Г. Вейль. Математика и логика. М. 1946).
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать