Борис Шевченко писал(а):Вы свои абстрагированные представления воспринимаете за действительное.
Уважаемый Борис Шевченко!
Недавно видел документальный фильм о способности птиц к абстрагированию.
Ну, просто один в один как у Гегеля в "Феноменологии духа".
Гегель Г.В.Ф.' Феноменология духа писал(а):Все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект.
По мысли Гегеля, следует выйти за пределы кантовского ограничения эмпирическим познанием и рассмотреть субъект познания в связи с окружающей субстанцией, а субстанцию в связи с субъектом. Из этого следует пересмотр прежнего понимания и субъекта познания, и познаваемой субстанции. Новое понимание и прогресс становятся возможны после тщательного изучения форм познания, поэтому главным предметом «Феноменологии духа» выступают формы знания (сознания), в которых существует содержание («предметность»), полученная человеческим сознанием в ходе всего предшествовавшего феноменологии взаимодействия с миром. Предпосылка исследования Гегеля более фундаментальна, чем предпосылка исследования Канта: не факт явления научного знания, а факт явления наличного знания вообще (в том числе ненаучного). «Феноменология духа» исследует их как '''известное, но не понятое'''.
Гегель делает предметом изучения духовное, оставляя материальное, бездуховное за пределами науки о явлениях духа. Как ранее сознание человека вырабатывало знание о предметах, так в «Феноменологии духа» сознание человека вырабатывает знание о явлениях сознания. Это изучение самого познания не принадлежит отдельному субъекту, но является частью всеобщего сознательного субъекта или духа. В изучении форм знания заложен интерес к всеобщему для людей духу. Только тщательное познание ограничений субъективных форм познания («конечная определённость») позволяет субъекту получить «абсолютное знание», то есть форму познающего субъекта, очищенную от всего личного и эмпирического. «Феноменология духа» соединяет все формы познания, выясняя их истинность и неистинность, двигаясь в сторону абсолютного, философского знания, то есть истинно научного познания.
Это философское познание невозможно без субъекта познания, поэтому «Феноменология духа» также является философским образованием для субъекта познания, хотя её целью не является обучение людей философии. Цель «Феноменологии духа» заключается в нахождении самой возможности философского (истинно научного) познания через преодоление своих субъективных ограничений, что позволяет философии переработать и усвоить все прочие формы духа, тем самым доказывая своё превосходство над каждой из них. Согласно Гегелю (см. Введение) наука, выступая на сцену, сама есть только некоторое явление наряду с другим знанием. Наука не может просто отвергнуть неподлинное знание под тем предлогом, что она является истиной, а неподлинное, обыденное знание для неё ничего не значит. Ведь последнее, напротив, заявляет, что оно истинно и для него наука ничто (ну, точно про Вас, обыденный Вы наш). Одно голое ''уверение'' имеет одинаковый вес, как и другое. Именно поэтому наука должна выступить, последовательно излагая являющееся знание и его критику, чтобы в нём самом показать его неистинность.
Последовательность формообразований, которую сознание проходит на этом пути, есть история образования самого сознания до уровня науки. Более того, в этом последовательном движении от одной формы являющегося знания к другой, мы проходим ''полноту'' всех форм существования сознания, и потому критика являющегося знания есть одновременно изложение самой науки об ''опыте сознания'' и обучение ей. Научным дополнением к изложению различных форм существования сознания Гегель считает необходимую (логическую) связь, при которой от одной формы сознания мы переходим к другой. Этот переход Гегель и называет опытом сознания. Эта связь различных форм сознания определяет необходимость последовательного движения, у которого со своей стороны есть цель — она там, где знание выдерживает критику опытом. Именно поэтому «Феноменология Духа» осуществляет одну из главных идей Гегеля, состоящих в том, что истинное знание должно быть ''системой знания'', а истинная наука — ''системой наук''.
В своём исследовании форм познания («Феноменологии духа») Гегель не затрагивает содержания познания (знания, сознания), исследуя только его форму. Он исследует субстанцию только со стороны формы, которую субстанция принимает для субъекта познания. Гегель продолжает традицию Канта, в которой субъект познания не вторичен по отношению к объективной реальности. Субъект познания накладывает определённую форму познания на субстанцию, и поэтому он не находится в полной зависимости от субстанции, а участвует в познании объекта познания самостоятельно. И объект познания, и субъект познания оба являются реальными постольку, поскольку реален сам процесс познания.
Субъект познания является реальным постольку, поскольку осуществляет познание. Субъект, познающий совершенным способом познания, совершенно реален — он есть сама реальность как субъект познания. Это абсолютный субъект, которому доступно абсолютное знание как истина всех способов познания. Конечным результатом самостоятельности субъекта и его познания форм познания становится совпадение субстанции познающего субъекта и субъективных форм познания субстанции, внутреннего духовного начала субъекта и окружающей его материи, которые совпадают как абсолютная идеальная сущность — Абсолютная идея.
Согласно Гегелю окружающая действительность — это не что иное, как результат деятельности абсолютного субъекта познания. Абсолютный субъект познания производит познание, результатом которого является развитие всей окружающей действительности. Субстанция безостановочно развивается во внутреннем диалектическом различии и рефлективном отношении к себе: рефлексия происходит не только на стороне человека, но и на стороне познаваемого им объекта. Согласно Гегелю, не реальность подталкивает философию к истине, не философия навязывает взгляд о том, что реальность стремится к истине, но сама реальность стремится к ней. Это делает истинную философию (знание того, что есть на самом деле) не только стремлением к знанию, но поистине возможной и исторически неизбежной, поскольку Истина является целью исторического развития. Согласно Гегелю, истинная философия должна не вступать в некое отношение к абсолютной сущности, а быть развёртыванием системы его собственного самопознания, в котором эта сущность вступает в отношение с самой собой. Этим Гегель ставит под сомнение действительность всех научных результатов, полученных до него, поскольку они должны быть выражены как отношения сущности к себе самой.
Согласно Гегелю, наиболее важным для истинно научного познания является знание форм, которыми оно опосредовано, и это знание нисколько не искажает фундаментальное, неопосредованное знание субстанции, а наоборот раскрывает его во всей полноте. Согласно Гегелю, эта чистая форма познания производит содержание познания, доступное только философу, абсолютное содержание без каких-либо ограничений<. В результате феноменологии духа Понятие открывает себя и как форма знания, и как форма самой реальности, и единственным абсолютным субъектом, а система философии является не только знанием о знании и не только знанием о реальности, но совершенным знанием их движения в единстве. В познании достигается совпадение мысли и вещи. Конечным результатом «Феноменологии духа» является понятие науки без его содержания, становясь основой философского, чисто научного, «логического»>познания.
Вот этому меня и учили на физическом факультете ЛГУ. Это Вам не лобио кушать!
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать