«Сперва хочу вам в долг вменить
На курсы логики ходить.
Ваш ум, не тронутый доныне,
На них приучат к дисциплине,
Чтоб взял он направленья ось,
Не разбредаясь вкривь и вкось».
И. В. Гёте. Фауст (Пер. Б. Пастернака)
Проблемы современного теоретического знания стали настолько сложными, что, на наш взгляд, пришло время пересмотреть традиционное значение формальной логики, на аксиомах которой как на фундаменте строилась последние столетия теоретическая наука и ее язык — математика. В первую очередь требует серьезного анализа и последующего уточнения формулировки второй и третьей аксиом традиционной логики — закон непротиворечивости и закон исключенного третьего, из которых затем вытекает правило двойного отрицания — грозное оружие софистов всех времен и народов. Ведь на самом деле проблему непротиворечивости решает первая аксиома логики — закон тождества, если, конечно, ее не подменять сомнительными интерпретациями. Еще одной проблемой формальной логики как фундаментальной науки выступает в ней резкая асимметрия конкретного и абстрактного в пользу последнего, что приводит к полной потере содержательности в теоретических рассуждениях. В результате теоретики получают на первый взгляд формально непротиворечивые теории, но они ничего не описывают, кроме их личных впечатлений относительно ими же придуманных абстрактных аксиом.
Закон исключенного третьего и правило двойного отрицания — основные аксиомы и математической (символической) логики, которая считается «второй ступенью» развития формальной логики. А именно: «Современная символическая логика сохраняет полностью важнейшую характеристическую черту формальной логики — она не рассматривает содержания мыслей, а рассматривает только их форму. Как и традиционная логика, символическая логика расчленяет мышление, как бы анализирует его, сводит его к комбинации простейших элементов». (Очерки по истории логики в России // Сб. статей. М., 1962). Формальная логика, таким образом, не относится в полной мере к творческому мышлению ученого, которое доминирует при создании теоретического знания, она относится только к его форме, под которой обычно понимается «множество предложений», связанных в цепочки формальными логическими следованиями - конъюнкцией, дизъюнкцией и материальной импликацией.
Математическая логика моделирует ту же алгоритмическую функцию мышления, что и традиционная формальная логика, но идет еще дальше по пути абстрагирования — отвлечения мысли от ее содержания, значит, и от конкретности исследуемой физической реальности. Многократно усиленный эффект абстрагирования достигается применением математического аппарата, основанного на абстрактной алгебре Буля, и искусственного языка — специального аппарата символики. Этот метод действительно открывает новые возможности для установления истинно-подобных связей при построении алгоритмов, к которым приходится прибегать при разложении громоздких логических конструкций на простые отношения в теории релейно-контактных схем и разного рода управляющих систем. Это необходимо и при проектировании электронно-вычислительных машин, функционирующих по заложенным в них программам, в общем, в той коммуникативной области, где используется так называемый искусственный интеллект (ИИ). Поэтому прав был Энгельс, говоря, что «формальная логика остается, начиная с Аристотеля и до наших дней, ареной ожесточенных споров», ибо это логика бездушного Мефистофеля, она подходит только машине, но не ученому.
Содержательное человеческое мышление поддерживается другой логикой — реальной, как мы ее называем. В отличие от формально-непротиворечивого следования и создаваемой на этой схеме теории выводного знания, эта логика руководствуется принципами, в число которых входит не только закон тождества (это основа любой логики), но также и закон противоречия, посредством которого устанавливаются сложные связи, сопровождающиеся необратимостью и, таким образом, описываются взаимодействия между объектами природного мира. Отношение тождества и отношение противоречия в своей взаимосвязи могут быть проявлены только в конкретном мире отношений. В чисто абстрактном (воображаемом) мире никаких отношений не существует вовсе. Дело в том, что абстракции не привязаны к пространственно-временным системам отсчета, в этом смысле они абсолютны своей пустотой, и потому невозможно определить — тождественна себе та или иная абстракция или, напротив, противоречива. А раз так, то на основе абстракций нельзя строить выводное знание, поскольку в любом логическом следовании ключевую роль играют отношения тождества и противоречия, которые необходимо различать и оценивать мерой необратимости на каждом шаге теоретического построения. Что касается закона исключенного третьего (или исключенного n + 1-го, где n — число альтернатив истинностной переменной), то он может применяться лишь при построении упрощенных теорий, рассматривающих взаимодействия обратимого (обменного) характера, которых на самом деле в природном мире не существует.
Добавлено спустя 11 дней 6 часов 2 минуты 32 секунды:
Однако, молчит общественность… Когда нет комментариев и нет вопросов, значит, непонятно все или почти все. «Расширю и углублю», поэтому, озвученную тему, поскольку она касается технологии научного творчества (ведь все анонсируемые здесь теории по определению научные, не так ли?), хотя представляться на обсуждение каждая научная теория должна в виде формальной теории. Итак, как формализовать в сущности своей неформальное (содержательное) знание, добываемое пытливым человеческим (не машинным) интеллектом?
Ранее в другом месте я уже говорил, что формализация - это ловкое сплетение в одну сеть синтаксиса и семантики некоторого языкового контента и, следовательно, содержащегося в нем знания. Результат этой работы – формально-логическая система. И тогда, если данная система получилась удачной (достаточно полной), то достоверное знание в ней определяется только синтаксисом (формой) предложений и их связей, и в рассуждении посему уже не требуется всякий раз обращаться к исходным содержательным определениям, т. е. всякий раз талдычить: "А это есть...". Хорошо построенная формальная система, поэтому, не допускает в рассуждении того, что Аристотель называл противоречием. На самом же деле описание противоречия у Аристотеля («Невозможно, что бы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении…») предельно широкое, и прежде всего это описанием логической неразрешимости. Таким образом, формально-логическое противоречие классической логики - это неразрешимость; никакого отношения к противоречию реальному, посредством которого устанавливаются все возможные отношения и связи между объектами природного мира и формулируются проблемы, оно не имеет.
Кант писал в «Критике чистого разума»: "Должна существовать логика, отвлекающаяся не от всякого содержания познания". С этим мнением мыслителя, хотя и высказано оно достаточно туманно, нельзя не согласиться, потому что всегда существует побочный эффект от столкновения языка с внешними по отношению к наблюдателю объектами - относительными объектом., и именно в этом смысл понятия «принцип относительности» А противоречия возникают только из-за того, что мы желаем полностью формализовать поступающие в нашу ЦНС знания и формально же – средствами самого языка - разобраться в них. Потому должны существовать причины, не зависящие от нашего разума, которые порождают реальные противоречия при любых попытках формального исследования (аксиоматизации) внешнего мира. Таким образом, если формальная логика вышла за свои границы и попала в сферу действия этих противоречий, то неизбежно возникновение неразрешимостей первого порядка, наподобие древних парадоксов «Лжец», «Покрытый» или расселовского «Брадобрея». При этом формальное исследование и этого вида парадоксов не поможет нам добраться до их источника - относительных объектов, сопротивляющихся формальному обрезанию (упрощению). Плохо, что неформальные определения (разного рода дескрипции и художественные описания) с позиции логики еще уязвимей формальных, хотя они и не обрезаны. И это понятно: мы не можем выйти за пределы языка, с помощью которого описываем данные, поступающие как ощущения в нашу ЦНС. Об образном представлении пока говорить не будем, хотя оно также важно,
За пояснением вышесказанного обратимся к истокам теории программирования. Если при создании естественного языка в качестве данных выступают ощущения, получаемые субъектом из внешнего мира, то в теории и практике программирования понятие «данные» это чисто информационная сущность. Сначала под данными понимались двоичные слова фиксированной длины (сообщения, кодированные посредством двоичного сигнала [0, 1]). Затем появились способы описания данных в виде деревьев, векторов и матриц, возникли списочные и иерархические структуры и, наконец, возникло понятие абстрактных типов данных, структура которых может задаваться. Появление баз данных (БД) знаменовало собой еще один шаг на пути организации работы с данными. Теперь специальные средства, образующие систему управления БД , позволяют эффективно манипулировать с данными, при необходимости извлекать их из БД и записывать в нужном порядке в новые БД, создавать «облака», и неизвестно теперь, до чего еще додумаются программисты.
Для научного же формального исследования достаточно придерживаться, по меньшей мере, четырех правил:
1) Осознать и зафиксировать акт выбора исходных данных. Очевидно, что все теоретические рассуждения всегда включают этот этап, просто он, как правило, игнорируется в описаниях, так как исследователь не задумывается над тем, что есть сознание и как оно работает, но сам факт выбора осознанию поддается. В сущности, это есть процедура введения теоретического наблюдателя в физическую систему отсчета (СО) вместе с его свободой выбора, и именно в этом плане все наблюдатели равноправны. Равноправны и СО, если между ними установлено отношение эквивалентности по какому- критерию (инварианту).
2) Все, что формулирует теоретик, должно выражаться не только одними и теми же терминами, но и относиться к одним и тем параметрам (физическим единицам) одной и той же системы отсчета. Перескакивания (переходы, перелеты и пр.) из одной СО в другую недопустимы, ибо за этим сразу следует парадокс (логическая неразрешимость). Этим будет автоматически соблюдаться Аристотелев закон непротиворечия. Так возникают потоки рассуждений, не выходящих за пределы предварительно заданной системы отсчета и жестко привязанной к ней системы координат.
3) При переходе к математическому языку следует понимать, что здесь уже временных интервалов не существует; в математике и в ее цепочках выводов нет времени, и именно это свойство «математического времени» имел в виду сэр Ньютон. Это правило в арифметике, например, описывается коммутативностью и ассоциативностью ее основных операций – сложения и умножения. В сущности – это абсолютный принцип одновременности всех событий в математике, в то время, как в физике одновременными являются только те события, которые происходят в одном месте. Современные физики этого не понимают и потому создали в ней кризис, который усугубляется в ней с каждой новой придумываемой ими теорией.
4) Для теории знания (эпистемологии) недопустимо, что истинным или ложным в равной мере выступает А или не-А. Должна строго соблюдаться субординация или, лучше сказать, презумпция истины любого утвердительного суждения А, а ложность его следует доказать, после чего оно дезавуируется отрицательным суждением не-А, которое разумно разместить в понятии «ложь». Этот пункт как нельзя прозрачнее удовлетворяет Аристотелевскому закону непротиворечия, начинающегося со слова «невозможно…».
При соблюдении этих основных правил формализации научной теории места в ней логике Мефистофеля с его Tertium non datur и двойным отрицанием не стается. Есть, конечно, и другие, более тонкие его проделки, но они проявляются и устраняются человеческим интеллектом в каждой отдельной теории.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать