Борис Шевченко писал(а):если некоторые «философы» считают,
пожалуйста, не умаляйте печальную действительность. Отнюдь не "некоторые", а практически все те, кто сегодня называет себя философом. А ведь раньше философами называли ученых мужей. Вспомните, Авицена, Птолеймей, Архимед, Аль Фараби и т.д. - все они философы, т.е. ученые люди. Сегодня это физики, химики, астрономы, биологи, медики и т.д., которые называют себя просто учеными. И, наверное, не зря, чтобы дистанцироваться от болтунов-философов. Но если строго, то все ученые - это и есть настоящие философы, только каждый специализирован в отдельном разделе единой науки - философии, предметом которой является весь мир, как взаимосвязанное единство всего и вся. Так, физики и химики познают мир в субстанционально-вещественной части, биологи - в части живой природы, социологи - в общественной части и т.д. А поскольку мир - это взаимосвязанное единство, то и не может быть чистых физиков и биологов, отсюда био
физика, биохимия и социобиология и т.д. Не случайно сэр Ньютон свой труд назвал "О математических началах натуральной философии". В названии он однозначно указал, что его работа о естественной - натуральной, а не субъективно выдуманной, природе, физике - низшем уровне природы, описанной математическим языком. И шел от практики к теории. Но в нашей науке, во всяком случае фундаментальной, все поставлено с ног на голову. Чтобы понять это утверждение, предлагаю ситуацию рассмотреть через призму широко известной теоремы Геделя: если система Z(содержащая арифметику натуральных чисел) непротиворечива, то в ней существует такое предложение А, что ни само А, ни его отрицание не могут быть доказаны средствами Z.
Думаете, Гедель случайно упомянул Principia Mathematica и акцентировал - "система Z(содержащая арифметику натуральных чисел)"? Конечно, нет, этой теоремой он весьма кратко и конкретно указал на особенность теоретической науки. Если его теорему рассмотреть развернуто, то получается следующая картина. Все науки делятся на теоретические и прикладные - сегодня об этом знают все, но практически никто не задумывается, в чем их различие. Поскольку объективная информация будучи воспринятая интеллектом неизбежно становится субъективной мыслью, то любая теория - это продукт мышления, по сути субъективная идеализация, сл-но, всякая наука - это чистой воды идеализм. Чтобы быть понятным объясню значения слов ИДЕАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗАЦИЯ. Надеюсь, вы не против, что "мир един, и все в нем взаимосвязано". Иначе говоря, в этом непрерывном мире нет ничего, что существовало бы обособленно без связи с окружением. Но, согласитесь, познавать даже мизерное нечто в связи со всем равносильно познавать все и разом. Поэтому мы вынуждены непрерывный мир познавать дискретно, т.е., акцентируя внимание на предмете познания, мы произвольным образом локализуем его в объект, отрываем-абстрагируем его от вне. Более того, для усиления умозрения часто приписываем ему выдуманные свойства, формы и характеристики, в результате получается умозрительная модель - идеализация, которая соответствует реальной действительности только в части какого-то принципа-закона. Так вот, идеализм - это способ познания через построение идеализаций. Например, электрон - это сплошная идеализация. Что можно сказать о его размерах, форме и т.п., если невозможно определить даже его положение. Но если вся
физика элементарных частиц состоит из таких идеализаций, то она, несомненно, идеализм.
Но, одно дело, если идеализации построены в соответствии с объективными законами, то это, разумеется, объективный идеализм, и другое, если построены на необоснованных выдумках и субъективных фантазиях - это субъективный идеализм. Надеюсь, не станете отрицать, что, например религия - это чистой воды субъективный идеализм, до того субъективный, что не лежит рядом с наукой.
В качестве примера теоретической науки возьмем классическую геометрию. В целом это, несомненно, логически стройная система умозаключений-теорем, каждая из которых поддается доказательству. Но если спуститься к ее основанию, то неизбежно упремся в пять постулатов - это идеализации, не имеющие ничего общего с реальной действительностью, субъективные выдумки, которые Евклид предложил принять бездоказательно в качестве отправной точки в рассуждениях об идеализированном, т.е. математическом пространстве. И по теореме Геделя эти постулаты и есть "такое предположение А", которое не может быть доказано методами математики. А поскольку это свойственно всем математическим наукам, то Гедель делает акцент на определение МАТЕМАТИЧЕСКАЯ система. И не только Гедель, основоположники нелинейной геометрии Гаусс, Риман, Бояи и Лобачевский, говоря о кривизне пространства, тоже имели в виду именно МАТЕМАТИЧЕСКОЕ пространство. Причем, не сговариваясь между собой - такова этика научной логики. Иначе говоря, геометрия-наука - это субъективный идеализм.
Примером прикладной науки является классическая
физика - это тоже вполне стройная система умозаключений, но основывается она вовсе не на постулатах, а на объективных физических законах (Ньютона), которые доказываются экспериментально. Поэтому здесь нет и не может быть предположений А, критерием истины здесь является практика. Т.е.
физика - это объективный идеализм.
Но тут появляется А.Эйнштейн, который будучи математиком, сидя, нет, не в лаборатории, а в переплетной мастерской, ударился в физику и математическим приемом вводит постулат - по сути предположение А. И пошло-поехало, философствующие фантазеры от физики подхватили эту ахинею и время и вытекающие из него идеализации-выдумки стали трактовать объективными и даже реально существующими. Многие говорят, мол, Эйнштейн сделал революцию в науке, но Гедель своей теоремой уточнил - сделал революцию мракобесов от науки.
Добавлено спустя 1 час 5 минут 40 секунд:Борис Шевченко писал(а):а
философия говорит о законах природы.
Высосанные из пальца законы диалектики вы относите к законам природы?
1.Закон перехода количества в качество.
Автор этого закона видел только то, что хотел видеть. А я могу предложить закон перехода качества в количество. Например, повышение качества жизни приводит к увеличению количества народонаселения. Но если строго, то в реальной природе нет количества, есть только качество. В силу закона единства в природе есть только единица. Так, если сложить мириады песчинок, то получится один объект - куча, т.е. 1+1+1+...+1 = 1. Другое дело, две кучи отличаются качественно. И чтобы отличить их, нужна конкретика. Для этого мы придумываем меры и ед.изм. - и качество превращаем в субъективное количество. Так, что наше количество зависит от наших придумок.
2.Закон единства и борьбы противоположностей.
Это вообще вне всякой логики. И от непонимания сути единства. Подумайте, что кучу элементов делает единым? Конечно, взаимосвязи, а это гармония, что само сбой исключает противоположности. Найдите в гармонии реальной природы хоть одну пару противоположностей - не найдете, если не выдумаете.
3.Закон отрицания отрицания.
Это вовсе не закон, а интерпретация "от низшего к высшему, от простого к сложному" - это свойство иерархического мироустройства.