Первое. Идеи Лоренца опирались на электромагнитный, но неподвижный ЭФИР, который фактически имеет иное РЕАЛЬНОЕ название и физический смысл.
В 17-м веке Декарт и Гюйгенс предположили, что свет распространяется в виде волн в невидимой, всепроникающей среде, которую ещё древние греки называли эфиром.
Теория эфира развивалась в течении последующих двух столетий и была довольно неплохо проработана. Но считать эфир материальной средой было весьма затруднительно, ибо никто не мог назвать хотя бы парочку реальных параметров, характеризующих каждую точку эфира и указать значение этих параметров у поверхности Земли.
Поэтому физики всё больше склонялись к изучению силовых полей (гравитационного и электромагнитного), характеристиками которых являются: объёмная плотность энергии (проще – давление), потенциал, напряжённость, температура. Эти параметры реальны уже потому, что мы можем не только вычислять, но и практически измерять их значение.
Более того, уже было известно, что свет является электромагнитной волной. А что такое волна? Правильно, это колебания той среды, в которой эта волна и распространяется.
Если волна имеет электромагнитную Природу, то и среда, в которой эта волна распространяется, тоже имеет электромагнитную Природу, ибо волна является частью этой среды.
Отсюда вытекает простой ответ на вечные вопросы, исходящие от математиков и многих физико-математиков:
- может ли свет распространяться в вакууме (пустоте)?
- может ли свет распространяться в эфире?
И только на основе физического смысла мы получаем простой и однозначный ответ - свет распространяется в электромагнитном поле.
Второе. Лоренц в 1904 году нашёл такие преобразования координат, которые доказывали неизменность уравнений Максвелла при переходе из инерциальной системы отсчёта (ИСО) в другую (неинерциальную). Однако Лоренц не знал, что:
«Систему отсчёта (СО) для любого явления нельзя принимать произвольно. Её нужно связывать с центром того поля, в котором это явление рассматривается».
Например, электромагнитное поле Земли движется вместе с Землёй, то есть, оно неподвижно только по отношению к Земле.
А это означает, что в опыте Майкельсона источник и приёмник света, а так же среда, в которой этот свет распространяется, имели одинаковую скорость движения.
То есть, в системе отсчёта (СО), связанной с центром потенциального поля Земли, сам Майкельсон, его интерферометр и электромагнитное поле Земли находились друг относительно друга в «состоянии покоя».
А приставка к СО «инерциальная» (ИСО) связана с прямолинейным и одновременно равномерным движением, чего в Природе не существует, ибо великий Галилей в своём Законе инерции говорил о равномерном движении по горизонтальной плоскости, в любой точке которой радиус силового поля всегда перпендикулярен к ее элементарному участку.
Специально повторю: все элементарные участки горизонтальной поверхности в силовом поле ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ радиусу, выходящему из центра поля.
Именно поэтому в силовом (потенциальном) поле горизонтальная поверхность (или горизонт) является сферой (или ее частью) с одинаковым потенциалом (гравитационным или электрическим). Такую сферу мы называем эквипотенциальной. А в Природе существует только одна СО – неинерциальная и переход из одной системы отсчёта в другую не имеет смысла.
Третье. Преобразования Лоренца имеют смысл только для запаздывающего потенциала. Это запаздывание объясняется тем, что любое изменение (возмущение) электромагнитного поля распространяется в пространстве с конечной скоростью, равной скорости света. Именно поэтому взаимодействие частиц с электромагнитным полем реально зависит от скорости их движения, особенно если эта скорость приближается к скорости света.
Причём, если частица уже движется со скоростью света, то возмущение электромагнитного поля вообще не может её догнать (эксперименты Кауфмана и позже – Капицы-Триккера).
И здесь уместно привести общеизвестный пример о ветре и парусе корабля: какое воздействие будет иметь ветер на парус корабля, если корабль уже движется со скоростью этого самого ветра и в одном направлении с ним? Ответ однозначен – никакого.
Ещё пример из жизни железнодорожников. Несколько вагонов «сошли с тормозов» и покатились под уклон, постепенно набирая скорость. Их встреча со стоящим на их пути тепловозом грозила серьёзными последствиями. Чтобы избежать их, машинист разогнал тепловоз и вошёл в контакт с вагонами, когда скорость тепловоза примерно сравнялась со скоростью вагонов.
Математики, и многие физико-математики вслед за нашим «гением», рассуждают так:
«Тепловоз обладал реальной массой покоя, но в движении эта масса резко возросла (условное выражение, относящееся к микромиру) и поэтому воздействие вагонов на массивный тепловоз оказалось минимальным».
Однако физики и все здравомыслящие люди ( в том числе и машинист тепловоза) понимают, что масса тепловоза не изменилась, а взаимодействие вагонов и тепловоза сведено к минимуму за счёт уменьшения разности скоростей их движения.
Именно это и вытекает из преобразований Лоренца, которые он использовал в своей электронной теории. Он верно установил зависимость электромагнитной массы от скорости движения. Заметьте (и это очень важно!), «электромагнитной массы», а вовсе не массы электрона.
- Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | Показать