Александр Рыбников писал(а):Процесс создания теории включает в себя:
Устаревший перечень.
В настоящее время важнее понять процедуру не "создания" теории (их насоздавали огромное множество, по любым вопросам), а процедуру изменения теорий. Для изменения существующих теорий нужны основания, то есть обнаружение неработоспособности старой теории. Этого пункта в Вашем перечне нет.
И вообще в процедуре изменения теорий, как подметил методолог науки Томас Кун, возможны два варианта: изменения в рамках принятой парадигмы (нормальная наука), то есть вариант совершенствования имеющихся теорий (знаний). Второй вариант - научная революция, смена парадигмы, смена научной картины мира.
По моим представлениям в настоящее время назрела научная революция (смена парадигмы).
Приведу некоторые моменты отличий исследований в рамках нормальной науки и в процессе научной революции (в виде цитат из книги Томаса Куна "Структура научных революций, показавшихся мне наиболее значимыми):
Создается впечатление, что природу пытаются втиснуть в парадигму как заранее сколоченную коробку.
Актуально для Бочарова
Исследования в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает
Для всех, отрицающих эфир
Достигнув однажды статуса парадигмы, научная теория объявляется недействительной только в том случае, если альтернативный вариант пригоден к тому, чтобы занять ее место
Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и последующего расшатывания правил нормального исследования.
Парадигмы вообще не могут быть исправлены в рамках нормальной науки. Нормальная наука приводит только к осознанию аномалий и к кризисам, а последние разрешаются не в результате размышления и интерпретации, а благодаря в какой-то степени неожиданному и нестандартному событию, подобному переключению гештальта.
Любое новое истолкование природы будь то открытие или теория, возникает сначала в голове одного или нескольких индивидов. Обычно они являются учеными настолько молодыми или новичками в области, охваченной кризисом, что сложившаяся практика исследований связывает их с воззрениями на мир и правилами, которые определены старой парадигмой, менее сильно, чем большинство современников
Актуально для всех приверженцев существующей парадигмы.
Причины, в силу которых не удается осуществить контакт противоборствующих парадигм, следует описать как несоизмеримость предреволюционных и послереволюционных нормальных научных традиций. Прежде всего защитники конкурирующих парадигм не соглашаются с перечнем проблем, которые должны быть разрешены с помощью кандидата в парадигмы. Научная революция сопровождается сменой проблем. Во-вторых, в рамках новой парадигмы старые термины, понятия, эксперименты оказываются в новых отношениях друг с другом. В-третьих, защитники конкурирующих парадигм осуществляют свои исследования в разных мирах, и видят одно и тоже явление по-разному. Для того, чтобы увидеть по новому та или другая группа должна испытать на себе метаморфозу мышления, которую и назвали сменой парадигмы.